"Письма Елены Рерих" (книга 2, фрагмент 6)Вы правы, что личные тягости переживаются легче, когда
у нас есть великое задание и забота о других, но все же мужество Ваше меня
очень трогает. Радуемся от всего сердца развитию деятельности
Общества. При том кошмарном развале, который происходит сейчас в мире, каждое
объединенное строительство во имя продвижения основ Живой Этики является,
истинно, лампадою в пустыне. Ужасно наблюдать все уловки тьмы, направленные на
то, чтобы разложить и смутить сознание. Прекрасно, что Вы решили учредить философскую секцию.
Ведь для борьбы с темными силами необходимо быть во всеоружии, и, конечно,
пополнение знания есть самый мощный щит и доспех. В связи с этим отвечаю и на
Ваш вопрос, является ли разносторонняя деятельность Леонардо да Винчи достойным
примером для подражания? Конечно, да, но при условии не поверхностного
разбрасывания, а действительного изучения. Ведь продвинувшийся ученик обладает
несколькими способностями. Даже в буддистских писаниях указано, что каждый Бодхисатва
должен владеть тремя искусствами или областями знания и одним из них в
совершенстве. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и размеры
великого плана эволюции и сложность жизнестроения. Кроме того, каждое
систематическое изучение дает нам необходимую дисциплину ума и для
самостоятельного мышления. А ведь лишь тот, кто умеет мыслить самостоятельно,
может стать действенным служителем и сотрудником Сил Света. Потому так важно
всестороннее образование. Конечно, невозможно быть специалистом во всех областях
знания и искусства, но следует иметь хотя бы понятие о них. Также в желании
охватить как можно больше мы должны научиться соизмерять свои силы и, главное,
уметь продолжать уже начатое, ибо этим вырабатывается самое необходимое для
ученика качество постоянства и терпения. Вы пишете, что один член Общ. спрашивает, поведет ли
происходящее сейчас в мире к общему благу. Должна сказать, что я твердо верю,
что все совершается в конечном итоге ко благу. Уроки должны быть выучены, чтобы
сознания могли двинуться дальше. Все создается самими людьми, и жестокие
народные потрясения являются следствием многих вековых причин и порождений. Во
всем мире совершается сейчас великий отбор и устанавливается новое
уравновесие мира. Так скажем – все к лучшему. Вы спрашиваете, как понять
утверждение из кн. «Листы Сада М.»: «Карма догонит, но качество ее может быть
изменено добровольной жертвой незнакомым людям». Представим себе, что некто
причинил страдания близкому человеку и раскаялся в содеянном, когда этот близкий
уже перешел в иной мир. Не будучи в состоянии исправить или, как говорится,
загладить своей вины перед пострадавшим, он может улучшить свою карму, именно,
добровольной жертвой другим людям, в этом смысле и сказано – незнакомым людям.
Конечно, карма когда-то догонит и поставит его лицом к лицу с его жертвой, но
искупление будет уже выше качеством, ибо его существо тоже повысилось
принесенной добровольной жертвой. Теперь о мяте. Мяту можно употреблять во всех видах и
наружно и внутренно. В Индии, где столько кишечных заболеваний, эссенция мяты
широко применяется. В соединении с магнезией это одно из лучших средств. При
воспламенении центров мята тоже очень помогает. Летние месяцы я не расстаюсь с
ментолом и густо натираю себе все лицо и затылок, ибо трудно переношу жару даже
в горах. Чай из мяты – несомненно хорошая дезинфекция, также и пары мяты при
некоторых видах астмы очень помогают. Запах мяты неприятен обитателям низших
слоев тонкого мира, потому полезно в комнатах держать живое растение. «Владыка, нареченный Состраданием» есть титул
грядущего Майтрейи, но одинаково приложим ко всем великим Сынам Света. Каждый
волен избрать тот Облик, Который ему ближе, и следовать Ему. Понятие единства
всего сущего есть познание Архата, но люди, омраченные иллюзией самости и
обособленности, не могут вместить всей красоты этой Истины, и поэтому все
Высшие Понятия отражаются в их сознании, как в мутных волнующихся водах, и
теряют всю четкость, прозрачность и красоту. Гупта-Видия – означает Сокровенное Знание. Гупта – сокровенность
и Видия – знание. Альберихи – приспешники тьмы. Темная сила в «Кольце
Нибелунгов» олицетворена в Альберихе, противнике светлых богов Валгаллы,
который похитил Золото Рейна и способствовал убийству Зигфрида. Далее Вы спрашиваете – как понять «Явлю силу на
ограниченных умах»? Под ограниченными подразумеваются отрицатели и невежды, ибо
ограниченность есть следствие невежества. Сила света победит тьму. Сила Учения
пробьет невежество. Интуиция, чувствознание, или накопления «чаши»,
конечно, одно понятие. Но бывают случаи, когда Иеровдохновение принимается за
интуицию. Но в конце концов и это не будет заблуждением, ибо без накопления
«чаши» нельзя получить луч Иеровдохновения. Вы спрашиваете – откуда столько предателей? Но это
знамение великого времени, переживаемого планетой. Но мы знаем о победе Света.
«Победа может стать очевидной через некоторое время, но нужно принять все фазы
битвы. Не забудем, что на стороне Света собираются лучшие Силы, так приблизится
мир к следующей ступени. Сами служители тьмы постараются упрочить успех. Надо
понять, насколько подошел срок, чтобы не отложить новых возможностей. Не может
быть противодействия Силам Света. Если силы тьмы сами принимают на себя черную
работу, пусть выполняют ее. Уже затронуты самые большие Имена и Понятия. Может
все идти лишь расширяясь. Конечно, Битва ужасна, конечно, с каждым днем
призываются новые Силы надземные. От таких приближений к земной сфере могут
происходить самые неожиданные напряжения. Примем Битву силою всех участников
Наших. Единение будет непобедимым Знаменем. Сатана пусть будет расчленен, и по
обычаю воины его бросят поле битвы. Кто же поймет напряжение Сил Света? Кто же
не примет во внимание размера поля сражения? Объединенные ашрамы, крепости
духа, нужны как никогда. Учение никогда не входило в мир без борьбы. Так пусть
будет как всегда, иначе люди его забудут. Но представьте себе размер Борьбы, в
которой участвуют все планеты. Так со всею крепостью духа и торжественностью
примем участие в битве Света с тьмою». Для возведения на новую ступень необходимо принятие
боя и преодоление препятствий. Испитие чаши яда на последних ступенях
неизбежно, и предательство, как тень, должно сопутствовать Свету на земном
пути. Так примем и это посвящение. Но нужно понять, что предатели действуют не
против нас только, но против всего Великого Плана Света. Соберем все силы и в единении взойдем на новую
ступень. Шлю Вам всю мою веру в то, что Вы, приняв духовное
наследие Ф. Д., олицетворите в себе его символ – Вождя Сердца. Пусть все ищущие
Света и отягченные скорбью найдут отклик в Вашем сердце, пусть все, собравшиеся
под водительством Вашим, почуют ту душевную теплоту, которая может согревать
даже при суровом укоре. Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения
между людьми. Ни одно искусство не требует такого терпения, вмещения и
утонченной чуткости. Нужно уметь проникать в сознание, в сердца и настроения
всех окружающих и приходящих; нужно уметь почувствовать тот основной тон, на
котором возможно объединиться с ними и объединить их с другими. Но если в сердце заложен великий магнит любви, то все
облегчается, ибо искренность этого чувства покоряет самые заскорузлые сердца.
Сердцу, прикоснувшемуся к красоте, близок должен быть этот язык сердца, потому
вера моя с Вами – Вождем Сердца. Передайте мою самую сердечную благодарность ближайшим
сотрудникам, выразившим свою готовность всячески сотрудничать и помогать Вам во
всех делах общества. Пусть каждый член общества чувствует, что истинный дом и
духовное прибежище его в стенах общества. Пусть каждый будет не только желанным
сотрудником, но и членом единой духовной семьи, и пусть сам научится давать на
общее пользование то лучшее, что он носит в себе. Итак, пусть Любовь
Объединяющая будет девизом нового цикла в обществе. Вы пишете о Вашем единственном желании «попасть к
Учителю, если же нельзя, то к Его ученику...». Должна сказать, что еще не
встречала человека, который бы, узнав нечто о великом Белом Братстве, не
устремился на поиски Их. Но редко кто, вернее, почти никто не задается вопросом
– готов ли он духовно и физически к тому напряжению? Выдержит ли его физическая
оболочка страшное нагнетание атмосферы, окружающей эту Твердыню? Только тот
может приблизиться к ней, кто здесь, на Земле, среди борений и преодолений
всевозможных трудностей, изжил все привычки и привязанности и огненно
трансмутировал в подвиге самоотвержения свои энергии. Не пройдя земного
чистилища, нельзя вступить в Рай. Огни Высших энергий опалят отягощенную ауру.
Потому лишь один и очень редко двое в столетие достигают эту Твердыню. Также Вы
знаете, что Вел. Уч. никогда не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких
исключений. Карма может привести человека в Их общину. И если такая карма
налицо, то никто и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать
осуществлению ее. Потому приложите все Ваши устремления как можно лучше
приложить в жизни все Заветы Учения и предоставьте все остальное Карме и
великому знанию Владык. Также и учиться мы можем лишь в жизни среди тяжких
жизненных условий. Община Бр. слишком удалена от земных условий и не может быть
тем пробным камнем для духа. Учение нам дано, каждое положение в нем
рассмотрено с разных сторон, и потому мы не можем говорить, что не имеем Учения.
Также имеются и старшие ученики, которые всегда могут разъяснить непонятное.
Проведение всех Заветов в жизни и будет теми делами, о которых Вы мечтаете и
которые скорее всего проложат путь к Общине Света. Но неужели Вы думаете, что если бы Вы попали в Ашрам
Б. Бр., то приобрели бы силу убедить людей? Все исторические примеры
свидетельствуют против этого. Воспринять полностью Учение может лишь дух,
подготовивший себя к тому на протяжении долгих веков. Этим объясняется и
ничтожное количество учеников у всех великих Учителей человечества. Также по
этой причине и Учение Живой Этики советует никого не зазывать и никому
ничего не навязывать. Океан Мудрости дается человечеству, и Учение, как
солнце, посылает свои лучи во все стороны на умных и на глупых, на добрых и на
злых. Каждый может черпать и понимать то, что ему доступно, до чего он дорос.
Конечно, разница в состоянии сознаний и понимания порождает те противоречия,
которые усматривают во всех Учениях неподготовленные духи. Но это неизбежно. Отвечаю теперь на Ваши вопросы. Конечно, все
достижения заложены в нас. Во всех Учениях достаточно указывалось и
указывается, что человек есть микрокосм Макрокосма. Также несомненно, что самым
мощным рычагом к достижению является любовь к Божественному Началу и Иерархии Света. Но напрасно думаете Вы, что пранаяма сама по себе так
много значит. Правильное дыхание полезно всегда, но те упражнения, которые
советуются всякими безответственными, самозванными йогами крайне опасны. Об
этом я уже много писала, но, видимо, снова приходится возвращаться к этому
вопросу. Потому еще раз напомню, что в Святая Святых Йоги может проникнуть лишь
тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных
отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведет даже к первым вратам
истинного знания. Пранаяма может развить медиумизм, который есть закрытие
Врат. Долгие упражнения в Пранаяме или в Хатха Йоге делают невозможным
занятия Раджа Йогой. Все психические силы, развитые путем пранаямы, путем
искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются
планом психическим и далеко не высоким, о чем свидетельствуют все видения
психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность.
Именно, как сказано в Учении, «психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет
возможности приближения к Вел. Уч. Вот почему Учение начинает и кончает
областью духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего
психизма. Конечно, путь духовности, путь царственный, гораздо труднее и
медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в
«чаше». Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим
путем, и развиваются они на всех семи кругах, т. е. на всех планах – от высшего
до низшего, и, сливая их воедино, путь этот оберегает великий синтез. Ни один
Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои Астрала
путем механических упражнений. Не следует делать себе в этом никаких иллюзий,
ибо иначе легко можно получить учителя, персонификатора из этих слоев. Сколько
предупреждений по этому поводу написано было Е. П. Блаватской! Конечно, именно
это обстоятельство и создало ей столько врагов среди медиумов и психиков, но
она исполняла возложенное на нее поручение указывать на вред спиритизма,
главным образом, вследствие невежественного к нему отношения во всех слоях
общества. На личном опыте знаю, как враждебно принимаются все такие указания и
предупреждения. __________ Конечно, умение сосредоточиваться и творчески мыслить
при условии очищенной мысли не только очень полезно, но необходимо. Без умения
мыслить нельзя продвинуться в познании. Также и развитие воли, начиная от
обиходных мелочей и до высокого самоотверженного действия, есть основа всякой
дисциплины и достижения. Чистое мышление, воля, направленная к добру и
самоочищению, конечно, дадут прекрасные излучения. При наличии любви и воли, Вы уже обладаете и
устремлением и действенно будете творить молитву. Правильно Ваше соображение, что в городах упражнения в
пранаяме могут быть губительны. Но так как пранаяма не может дать нам
духовности, то и заботиться о ней не будем. Самое важное закалить себя в
чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь находясь
среди людей, среди препятствий, так и город иногда бывает полезен. __________ По-видимому, Вы обеспокоены нападками на кн. «Ж.
Этики». Но это тоже неизбежно. Ни одно Учение не входило в жизнь без
противодействий. Так и Новое Учение должно войти при криках и нападках
отживающих сознаний. Это земной закон. Человечество обращает внимание и
запоминает лишь то, что подвергается остракизму или мученичеству. Часто в своих
письмах я приводила слова Вивекананды, приведу их еще раз: «Человечество потому
так запомнило Будду и Христа, что они были счастливы иметь сильных врагов». Так пусть и Новое Учение, как сказано, входит обычным
путем преследования. Снова приходится напомнить, что Учение распространяется
Путями Неисповедимыми. Потому и Вам я всегда советовала не вербовать
последователей. Также указывала начать устраивать культурно-просветительные
вечера, и лишь присмотревшись к посетителям, бросить в их сознание несколько
новых зерен. Всегда полезно пополнить и свою сокровищницу знаниями.
Дисциплинированный, просвещенный ум легче воспримет Учение Света, во всей его
всеобъемлемости. Именно недостаток знания является таким препятствием на пути
эволюции. «Ад есть невежество» – так сказал один подвижник первых веков
христианства. Действительно, нет ничего кощунственнее ограничения
человеческим сознанием несказуемого Величия Божественного Начала, разлитого во
всей Вселенной. Именно лишь от чудовищного невежественного умаления произошли
все недостойные понятия о Боге. Человек в самомнении своем стремится все
снизить до своего уровня и подобия. Впрочем, об этом достаточно сказано в
книгах Учения. Именно, книги Учения полны понятия о Божественном Начале, или
Боге, о Духе и Духовности. Приведенное Вами место – «дух Христа веет через
пустыни жизни», все тот же величественный Пантеизм, выше которого не
может подняться человеческая мысль. Бог в нас есть единая реальность, все же остальное,
как это прекрасно и поэтично выразил Восток, есть лишь – «игра Великой Матери
Мира!» Да, Вы вполне правы, что ни в одной книге «Живой Этики»
нет упразднения Великой Основы Бытия, так же как нет и умаления понятия Христа
(Chrestos) и Иисуса, принесшего и пострадавшего за то, что давно было известно
миру, но снова и снова забывалось людьми. Так было, так есть, но будем
надеяться, что так не будет. Что же касается до ярлыков, которые невежды навязывают
на все, что превышает их понимание, то кто же из мыслящих людей обращает на это
внимание?! То же можно сказать и о нападениях на нас, мы привыкли к ним и знаем
цену им. Честно скажем, что все нападки были лишь на пользу. Сказано в Учении:
«если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие
начинания». Также еще и еще раз прошу Вас не сожалеть об отпавших, это души не
готовые. Оставьте их идти своим путем. Нельзя служить двум господам. Пусть
честно выберут и не предательствуют, ибо «ужасна судьба даже малого предателя». Прекрасно, что Вы работаете над
самоусовершенствованием, как же иначе стать апостолом Живой Этики, если на
своем примере мы не докажем полезность и благодетельность Учения?! Кто же будет
привлечен к Учению, если последователи его не будут прилагать его в жизни? Так не тревожьтесь поношением. Поношение больно, лишь
когда оно исходит от лиц, которых мы сами уважаем. Похвала из уст недостойных
может лишь унизить и оскорбить. Теперь в Вашем письме следует ряд вопросов. Не буду их
повторять, вероятно, они у Вас сохранились, отвечу по порядку. 1) Тонкий Мир отвечает миру астральному от низшего до
самого высшего слоя. 2) Мир Огненный есть Мир Духа. Высшая степень Мира Огненного
называется часто Миром Высшим. 3) Все психоцентры соответствуют физическим центрам.
Каждый орган имеет свой нервный центр, некоторые двойные органы, такие как
почки, легкие и др., имеют и двойные ответвления. 4) Теоретически правильно, но жизнь дает много
разновидностей. Многие женщины почти мужчины, а мужчины – женщины, как духовно,
так и физически. Часто у женщин мужской магнетизм, и обратно. 5) Тайна «Книги Жизней» Высочайших Духов хранится
сокровенно. Конечно, в настоящей Космогонии нет Ангелов или
Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми. Это утверждает весь Восток –
«Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми». Если Вы читали
«Тайную Доктрину», то знаете, что Великие Духи, называемые на Востоке Сынами
Света, или Сынами Разума, или Сынами Огня, или Кумарами и т. д., соответствуют
нашим христианским Архангелам. Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями,
которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение
некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ не плох,
и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут дать впечатление как бы
блистающих крыльев. Но если мы, земляне, можем передвигаться в тонких телах в
пространстве без этих птичьих атрибутов, то неужели же высочайшие Духи будут
нуждаться в них? Так еще одно разочарование: у ангелов нет крыльев! Но право,
лучи прекраснее животных отличий! Итак, Ангелы Хранители или Великое Братство, эти
держатели нашей планеты, были высокими Духами на других мирах и Богочеловеками
на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы
ускорить эволюцию ее человечества. Именно Они, в полном смысле этого слова, –
Держатели, Хранители и Спасители нашей планеты. __________ Радуюсь от всего сердца Вашей преданности Учению Ж.
Эт., ибо лишь ею мы достигаем открытия Врат. Радуюсь и тому, что Вы пишете об
остальных сотрудниках Ваших. Пусть закаляют дух в подвиге каждого дня. Пусть
каждый труд, самый рутинный и скучный, улучшается в качестве своем. Путь
ученичества полон терний и трудностей, конечно, из-за наших старых привычек и
привязанностей, потому лишь твердые и неустрашающиеся, сжегшие свою самость на
огне самоотвержения, дойдут до положенных им Врат. __________ Проходит год, самый тяжкий, давно указанный как год
начала личной битвы Архангела Михаила со Змием. Грозный Армагеддон происходит
на планах видимом и невидимом. Против всех светлых начинаний особо свирепо
ополчились силы тьмы, но мы торжественно принимаем эту битву, ибо знаем, за
кого и за что сражаемся. Ведь многие недомогания тоже связаны с неслыханным
нагнетением на двух планах. __________ То, что Вы пишете о людях, – старая истина. В нужде
нас вспоминают, а в довольстве забывают. Все, что пишете об одержании, крайне
знаменательно для времени, нами переживаемого. Но будьте осторожны, ибо есть
степени одержания, которые очень заразительны. Все случаи одержания
излечиваются силою психической энергии в контакте с Силою Высшею. Конечно,
очень полезны при этом вспомогательные средства, как возвышенная музыка,
чудесные ароматы, чистота атмосферы и цвет помещения, конечно, все это должно
гармонировать со вкусами пациента. Хорошо ставить около постели на ночь сосуд с
горячей водою, в который надо налить несколько капель эвкалиптового масла, это
полезно и днем. Но сильная степень одержания не поддается никаким
вспомогательным средствам, и нужно воздействие чистой и мощной психической
энергии. Вы правы, что книга «Зов» заключает многое в кратких
формулах из того, что в последующих книгах разобрано более подробно и с разных
сторон. Но напрасно и неправильно осуждать и отрицать «Письма Махатм». На
основании этих «Писем» написан «Эзотерический Буддизм» Синнетта. Содержание их,
но более разработанное, вошло и в «Тайную Доктрину». Том этих «Писем» есть
величайшая книга, и она вполне оценена на Западе. Отрицать ее, значит отрицать
и все Учение, данное через Е. П. Блаватскую, также все книги «Жив. Этики». К
сожалению, в упомянутый том вошло лишь несколько писем, притом не полностью, а
лишь выдержки их. Но, увы, даже в таком виде, как видите, они с трудом
перевариваются некоторыми сознаниями. Вы правы, что Иисус Хр. – в истории явление
исключительное, но следует добавить, что не менее исключительны и явления всех
Кумар, или Богочеловеков. И лишь самомнительный невежда может начать
взвешивать, Кто из этих высочайших Духов выше или ниже. Нам дана прекрасная
формула в Учении: «Если спросят – кто выше, Христос или Будда? Отвечайте –
“Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться их сиянием”». Вы пишете, что прискорбны все споры и полемики около
высоких понятий. Совершенно верно, и особенно прискорбна полемика невежества,
ибо она ничего, кроме озлобления, не приносит. Нельзя пытаться объяснить другим
то, что сами мы не уяснили себе, истинно, ничего кроме соблазна не получится.
Но обмен мыслей среди высокообразованных людей есть великое творчество, ибо от
обмена и столкновений мнений высекаются искры Истины. Но, именно, нужен обмен
мыслей, а не невежественный спор. Правильно, что недоговоренности в книгах часто дают
поверхностному читателю впечатление противоречий. В таких противоречиях
обвиняли и самих великих Учителей. Но все эти обвинители всегда забывают о
самом главном, именно о своем собственном неведении. Кто везде
усматривает призыв к безбожию и сатанизму, тот, воистину, далек от понимания, и
никакие доводы и убеждения ваши не разубедят его. Тех, кого книги об «Основах
Нового Мировоззрения» напугали, пожалеем и оставим их в покое. Что же касается
до церковников, то ведь они сейчас даже забыли, что в царствование Николая II,
в 1906 году, была дарована свобода вероисповеданий и свобода слова.
Многим из них, по-видимому, очень хотелось бы вернуться вспять, ко временам
религиозной нетерпимости и даже к Домострою. Симптомы к тому можно наблюдать в
некоторых местах. Так и автор брошюры «Правосл. Мир и Масонство» награжден
синодальной грамотой Карлов. Синода, должно быть, за поношение лучших сынов
своей родины. Но Свет побеждает тьму. Сейчас издается новая книга «Аум». Несомненно, в
противоположном лагере опять подымется крик – «почему языческое слово?! Как
смеют сопоставлять Божественную Благодать с языческим Аум» и т. д.! На это мы
ответим – оставьте невежество при себе, и приведем параграфы из Учения. «Если сказать ученым о намагниченной воде, они поймут
такое выражение, но если сказать о воде, заговоренной или очарованной, то
будете сочтены за невежд. Между тем, различие лишь в названии, но по существу будет
применена та же энергия. Пора науке расширить кругозор, не стесняясь случайными
наименованиями. Именно из-за названий происходят все драмы жизни. Нужно
приучиться от малых лет усматривать сущность». «При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно
человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и
отвергнуть уже достигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон
перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина
жреческого отрицания понятна – каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия
мог уравнять права людей. Так происходило в разные века, но волны познания и
невежества везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для
продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию приобретает
спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда
знание стучится во все врата». Привожу Вам выдержку из статьи «О Первородном Грехе» в
одном англ. журнале. Духовному наставнику ставится школьником вопрос – почему
говорят, что грех и зло пришло в мир с Адамом и Евою, если в Раю находилось
дерево с плодами Добра и Зла? Откуда же в Раю могли быть уже плоды Зла?
Каким образом в Раю оказался Дьявол? – Современные школьники куда вдумчивее
и бойчее прошлого поколения. Невозможно возвращать сознание вспять. Великий
грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали просвещение и развитие
мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и, неминуемо, должно
вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины,
подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породило
все последующее безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на
своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту огненную энергию и
Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел в сознании масс всех стран, но с этим
многие еще не могут примириться. Причина всех происходящих бедствий в
невежестве и чудовищной безответственности, царившей и еще посейчас наблюдаемой
среди многих так называемых власть имущих. Народ нуждается в заботе, и забота
эта должна прежде всего касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения
его. Не о хлебе едином бывает сыт человек. Так не гонитесь за последователями, но работайте над
собою, над своим усовершенствованием. Вы правы, что при попытках изложить или пояснить не
только Высшие Понятия, но даже при непривычном подходе к знакомой уже мысли, мы
встречаемся с почти непреодолимыми трудностями из-за бедности определительных в
наших западных языках. Мысль Запада груба и тяжела, и потому она не выработала
еще всех тех тончайших оттенков в определениях, которыми так богат Восток.
Главная причина непонимания, именно, в том, что люди Запада не привыкли,
вернее, не воспитаны в утончении мышления. Многие ли умеют читать и усваивать
прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем, и внутренний смысл остается
недоступным. Конечно, слово религия заключает в себе понятие
величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно,
это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и
единую связь каждый пытается присвоить в свое исключительное владение, потому
каждый народ обособил, ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию
все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так, из единой
связи-религии мы получили множество, друг друга исключающих, лжерелигий. Но
попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явилась не религия, но
лжерелигия, как каждый начнет кивать на своего соседа и, в своем самомнении, не
подумает отнести эту тяжкую правду и к самому себе. Получится новая неясность и
новый соблазн. Смысл слов на всех языках воспринимается или понимается
правильно лишь сердцем, чувствознанием. Также просим Вас не страшиться никаких нападок или
поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже писала, что ни одно
Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с
книгами «Живой Этики». Как сказал и Иисус (Ев. от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе
вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с
лжепророками отцы их». – Яснее сказать нельзя. И кто из работающих на поле
Истины захочет приобщиться к признаку лжепророка. Кому «Чаша Востока»
неприемлема, скажите – широко мироздание, и свет велик. Имеется много очагов,
где «Чаша Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Было бы
непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к одной группе
случайных людей. Учение распространяется путями неисповедимыми. Никто и ничто
не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды
лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому.
Человечество нашей расы, в своем безумии разъединения, ускоряет цикл своего
смещения. Корабль наш стремится к крушению, и темные подстрекатели
злорадствуют, ибо надеются уплыть на обломках. Не согласна назвать противников «Чаши Востока» даже
«рассудочно-умными». Именно, труднее всего усмотреть в таких противниках
наличие какого-либо ума. Ум их есть просто отражение кривого зеркала.
Казуистика разлагает высшие центры, и познавание делается недоступным. Кто-то
сказал: «Если дословно и плоскостно воспринять положение о зле религий, то
логично придем к роковой формуле, что религия – опиум для народа». Дословность
и плоскостность являются атрибутами ограниченности, и, несомненно,
ограниченность придет к такой формуле. Но ведь никто к ограниченностям и не
обращается для вмещения нового понимания! Только затемненный человек не поймет,
что всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть, именно, опиум,
злейший яд разъединения и разложения. То же можно сказать и о невежественной
науке и вообще о всяком невежестве. Новое сознание борется за установление
единой связи с Высшим Миром, за единый Источник всех учений, философий и
знаний. Также эти «умники», которых Вы имеете в виду, должны
были бы знать, что каждой эпохе соответствует определенная ступень познания и
то, что было настоятельно необходимо или целесообразно в одном веке, не может
быть таковым полностью в последующих. Иначе, что же станет с эволюцией?
Человечеству на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую оно может
воспринять в своем меньшинстве. В каждой эпохе, в каждой религии и
народе, кроме великих Учителей, приносивших новое понимание забытого древнего
Откровения, через некоторое время появлялись высокие Духи уже для нового
очищения только что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на
фоне невежественных представителей религий. Обычно такие Светочи становились
мучениками, и часто их труды и сами они гибли от рук разных ревнителей. Никто
не подумает объединить их с одной какой-либо религией, и они стоят обособленно
от всякой церковности, и не удивительно, ибо почти всегда они являлись и обличителями
ее недостойных слуг. Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но
от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Но повстречаем и таких, кто
будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он
строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но
смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его
высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая
суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер
народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом
состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных
нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и
средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны
были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого
состояния. Да и посейчас, как мы видим, многим трудно отказаться от этих
символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал: «Но
настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог
есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (от Иоанна
гл. 4, ст. 23). Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом
Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрет никогда, ибо
велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития
духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской
неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником. Именно, потому все силы
тьмы так ополчились против этого великого имени. Скажите, какие реликвии
остались от всех великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка пепла
в одном случае и условная гробница – в другом), но память о Них живет, а в
веках еще больше упрочится, ибо будет очищена от наслоившихся нагромождений
невежества. Так, если можно заменять внутренний смысл «любыми
алгебраическими знаками» или названиями, то можно и остаться лишь при них. Так же точно, если кто усмотрит в «Чаше Востока»
ограниченность атеизма, он обнаружит свое полное невежество. Кто-то сожалеет,
что Старший Махатма не дал 56 лет тому назад того апофеоза, который Он дал в
«Мире Огненном». Но как может он знать, что дал и чего не дал Старший Махатма?
Для ума, знакомого с восточными учениями, привычного к восточной мысли, этот
апофеоз есть первооснова; так же как и все, приведенные Вами, места из «Зова»
есть все тот же величественный Пантеизм, которым насыщены все тома Тайной
Доктрины и том «Писем Махатм». Кроме того, творчество Махатм так велико и
многообразно, что невозможно, чтобы Они обращались, во всех случаях, во все
времена, к разным народностям и сознаниям, всегда в одних и тех же формулах.
Даже средний художник или поэт, изображая разную эпоху и разные местности,
меняет соответственно и характер своего письма и выражения. Застывшая мысль,
застывшие формулы противны Космосу, жизнь которого есть вечное движение, вечная
смена форм. Разнообразие есть жизнь, однообразие – смерть. Также нет у меня желания разбираться в шелухе
казуистики «рассудочных-умников», это было бы непозволительной тратой времени. Шлю Вам мужество, неустрашимость, главное, не смущайте
Вашего сознания нашептываниями «умных», но, по-нашему, глубоко невежественных
собеседников. Прошу Вас относиться спокойно к нападкам на книги
«Живой Этики». Ведь все новое, выводящее сознание из привычного тупика, всегда
сопровождается злобными выкриками и противодействиями. Примеров тому в истории
множество, как в религии, так и в области знания. Но для именующих себя
христианами особенно ярким должен быть пример самого Иис. Христа, но именно
его-то и забывают. Кем же, как не своими же церковниками и книжниками, был
преследуем и распят Христос? Кто же, как не фарисеи, говорили: «Он изгоняет
бесов силою князя бесовского» (от Матв. гл. 9, ст. 34). Также и в Еванг. от
Луки, гл. 11, ст. 15. – Некоторые же из них говорили: «Он изгоняет бесов силою
Вельзевула, князя бесовского». А другие, искушая, требовали от Него знамения с
неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: «Всякое царство, разделившееся само
в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет. Если же и сатана разделился
сам в себе, то как устоит царство его!» Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче
всего вопят те, кто его не знает, так же как и своих Писаний. А если кто из них
и прочел нечто, то подтасовывает и поясняет так, как ему это выгодно. Мы всегда
указывали и указываем не зазывать и не насиловать неподготовленные сознания,
ибо это ни к чему; именно, не только бесполезно, но даже вредно. Все должно
совершаться естественным процессом. Готовый дух твердо знает, где истина, и
ничто не смутит и не устрашит его. Но, конечно, таких не много, но все же в наш
век они многочисленнее, чем раньше, ибо эволюцию не остановить никакими
репрессиями. Припомните, сколько учеников было у Христа, но даже из этого
ничтожного числа один был Никодим, а другой Иуда. Но за дело просвещения не
бойтесь, оно творится особыми путями. Число ищущих душ растет на всем
пространстве земного шара. Первая задача Живой Этики – расширить сознание, потому
не будем пришпиливаться мыслью к одному случайному и маленькому месту и к одной
группе людей. Широко Мироздание, и Свет не мал. Когда в одном месте происходит
поношение, в другом новая мысль возносится тысячеручно. Где предательство, а
где примеры замечательного горения духа и самоотвержения. Нужно уметь находить
равновесие духа и спокойно смотреть на проявления тьмы, они неизбежны. Вы
знаете уже, что мы переживаем грозное время, давно указанное Писаниями всего
мира, время битвы Сил Света с тьмою; так не будем удивляться всем ухищрениям и
нападениям зла. Ведь после этой битвы, которая будет длиться несколько лет,
после победы Света над тьмою, сила князя Тьмы никогда уже не будет в
восхождении, сила его станет уменьшаться. Но так как нельзя служить двум
господам, то пусть каждый в сердце своем изберет окончательно, кому он служит,
дабы не явиться предателем и тем, о ком сказано в Откровении Иоанна, гл. 3, ст.
16. – «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Потому, если кто не чувствует в себе силу побороть
страх и сомнение, пусть лучше не искушает себя; но если кто следует по стопам
церковного христианства, пусть постарается взять из него самое хорошее. Ведь,
именно, новая эпоха блеснет новым осознанием Учения Христа. Просветленные
духовные наставники (а такие уже есть) вернутся к истинным заветам Христа, к заветам
первых отцов церкви, к трудам великого светоча христианства, Оригена,
положившего основу всей философии христианства. В заключение еще раз скажу, что никакие нападки не
могут устрашить нас, ибо мы служим Свету Великому. Да и в чем был бы подвиг!
Неужели во всеобщем признании? Но никогда восторженные клики толпы не
сопутствовали будителям нового сознания и носителям новых открытий. Как сказано
в Ев. от Луки, гл. 6, ст. 26: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас
хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их». Полезно перечесть даже
такие школьные книги, как «Мученики Науки». Все это старо, но и вечно ново.
Потому скажем – «Не убоимся!». Живите сердцем, развивайте терпимость, великодушие, и
новое сознание укрепится в Вас. Пусть новый Цикл принесет новое познание. Не убоимся
никаких нападений, никаких битв, ибо Иерархии Света нужны победы, а какая же
победа без битвы? Так, разве не победа, что в самый трудный год издано уже
столько наинужнейших книг? Ведь такая деятельность – самое страшное поражение
врагу. Теперь ответы на Ваши вопросы. О карме я писала много.
Именно около этого понятия накопилось столько чудовищных извращений, и одним из
самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни
усложнить свою личную карму. Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если,
оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то
такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только
определяет карму. Именно отказ в посильной помощи может безмерно
отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой
старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны
протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий:
«И молчащий брату на помощь, занозу из своей ноги не вынет». Конечно, всюду и
всегда должна быть соблюдаема соизмеримость и целесообразность. Есть люди,
которые отдадут все, а затем сами возложатся на других. Но таким напомним
строки из Учения – «Кто сказал, что надо отдавать безумно? Безумием так и
останется». При этом люди очень часто забывают о помощи духовной и что помощь
духовная – наивысшая. Но особенно упорно упускается из виду, что карма
творится, и облегчается, и отяжеляется, главным образом, нашими мыслями. Именно
мысль и побуждение ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее или
отталкивающее все возможности. Именно этот решающий фактор чаще всего
забывается при суждениях о карме. Но если было бы иначе, то не было бы и
возможности выйти из заколдованного круга кармы. Так, если бы люди меньше думали о карме и больше о
чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они и преуспели бы
несравнимо. Не страшиться порождения новой кармы должны мы, но лишь стремиться к
улучшению качеств ее. Из страха перед порождением кармы, можно загнать себя
в такой курятник, из которого останется лишь путь в инволюцию. Нужно помнить о
соизмеримости, царящей в Космосе, и потому ничтожная карма принесет и ничтожные
следствия. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит
великие достижения. Потому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности. Потому следует запомнить, что трудная карма не значит
– карма низкая. Именно, наоборот. Легкая карма есть карма ничтожества. Часто
легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек
мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного
совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за
проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила
жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не ее личная
карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими
духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму
тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов. Также если действие или дар, сделанный с высоким
побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же
высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия, в обратном своем
движении, принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не
в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием,
тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и
возможности, собранные им. Вот почему во всех Восточных Писаниях указывалось,
что помощь, оказанная подвижнику (не в узком понимании этого слова), по своим
следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила
основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты.
Жертвоприношения, построения храмов, украшения икон драгоценными камнями и
золотом риз, все пудовые свечи, в основе своей имеют ту же искаженную истину.
По мере прохождения веков все духовные ценности заменялись материальными. Люди
забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения
в мирах надземных. Самый большой богач здесь нищ в мире надземном. Потому
улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном
развитии и накоплении духовных сокровищ. Теперь о § 230 (М. Огн., ч. III): Равновесие и
гармония – одно понятие. Потому можно сказать, что Космос держится действием и
гармонией атомов. Человек есть отражение Макрокосма, потому и он должен
стремиться к сгармонизированию всех атомов, входящих в его микрокосм. Карма
есть действие, каждое действие порождает следствие. Сказано – «Равновесие
утверждается сообразно развитию воли». Потому действие, направляемое волей
дисциплинированной, в согласии с космическими законами, утверждает гармонию и
создает равновесие. Воля низшая, окрашенная вожделениями самости, порождает
ужасы разрушения, ибо столкновения сил дисгармоничных производят в Космосе
взрывы и дают доступ хаосу. Именно, ядовитые взрывы и хаотические смятения
порождает невежественный и порочный человек в своей химической лаборатории и на
большое пространство заражает атмосферу. Еще сказано: «Весы кармы человека утверждают измерение
воли его». То есть качество кармы показывает высокую или низкую степень его
воли. Ведь воля есть главный побудитель и создатель всего сущего. Так человек
карается или вознаграждается не Высшими Силами или Божеством, но привлекается в
ту или иную среду, или сферу, исключительно по сродству атомов, входящих в
вихрь его ауры, с атомами соответствующих сфер. Сказано, что карма не может
утяжелить тело гармоническое, потому устремимся к усовершенствованию наших
энергий. Усовершенствование приведет к равновесию или к гармонии. Теперь о жертве Христа. Конечно, совершенно невозможно
понимать значение жертвы, или распятия, Христа, как это понимается некоторыми
сознаниями. Смысл ее в том, что Хр., желая показать силу духа над физической
материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им,
– «нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Й.»
в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли.
Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет
до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета». Так если великий пример и подвиг Его зажег пламя в
сердцах наших, и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно
пострадал, и принятая Им Чаша, именно, запечатлела Завет. Но если мы будем
воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но
пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы
будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными
усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва
есть». Все великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо
снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут
лишь, поскольку мы сами принимаем Заботы Их о нас. Весь Космос зиждется на
законе взаимодействий или взаимоотношений и там, где нет ответа, там нет и
следствия. Так и Христос не мог совершать чудес там, где не было веры в Него,
не было устремления духа навстречу Его целебному лучу. __________ Таинство Великой Жертвы имеет начало в древнейших
мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная
гранатным соком (символизировавшим кровь), приняв ее, он выливал содержимое на
все четыре стороны, в знак своей готовности принести душу и тело на служение
миру, т. е. пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ
среди своих учеников для закрепления памяти о подвиге и завете в грядущих
поколениях. Но никакое механическое причащение не может спасти души наши, ибо –
«вера без дел мертва есть». Помню мою беседу о Жертве Христа с одной миссионеркой,
которая при этом била себя в грудь и истерически выкрикивала, что она знает,
что Христос пострадал за нее и тем спас ее от вечных мучений. На что я ответила
ей: «Вы ошибаетесь, Христос пострадал не за вас, но из-за вас». Конечно,
мы больше с нею не встречались и были оглашены как язычники, шпионы и
награждены прочими соответствующими титулами. Для меня нет ничего кощунственнее, как представление
Всемилосердного Бога-Отца, приносящего в жертву Своего Единородного и
Единосущного Сына за грехи людей, Им же Самим, по Писанию, сотворенных! Это
напоминает того Аккадийского правителя, который заклал в жертву своего сына,
чтобы избежать последствий своих грехов. Древняя история зарекордировала и
заклеймила такое каннибальское выражение отцовства. Возможно ли, чтобы в
позднейшие времена такой тип отцовской любви мог быть возвеличен до статута
Божественности? Каждый, истинно любящий, земной отец или земная мать с радостью
пожертвуют собой ради спасения сына. Неужели же Божественный Отец морально ниже
Им же сотворенных людей?! Жертвою добровольною или самопожертвованием держится
Мир. Чаша самопожертвования в Мирах Высших сверкает всеми огнями радости
несказуемой, и лишь на нашем плане, плане испытаний и скорби, чаша эта полна
горечи и яда. Дух, осознавший радость самоотвержения, есть высшая Красота.
Красота и Самопожертвование лежат в основании Бытия. Вы спрашиваете, как понять потрясающий пример
предательства Иуды? Но мы знаем оккультный закон, что Свет притягивает тьму, и
потому, чем ярче Свет, тем глубже тьма. Так на всех великих путях неизбежна
встреча с приспешниками тьмы, с предателями разной степени, они, как тень, сопутствуют
Источнику Света. Именно (сама) ненависть темных привязывает их к предмету
ненависти. Конечно, в самом Иуде таились возможности такого предательства,
потому и сила темная воспользовалась им и ненавистью первосвященников и
фарисеев как орудиями для проведения своего преступного умысла. Потому Иуду
можно рассматривать и как выразителя коллективного предательства. Люди совершенно не отдают себе отчета, насколько миры,
видимый и невидимый, принимают участие в их действиях и событиях, и как часто
они являются бессознательными и полусознательными орудиями служителей тьмы.
Именно, можно сказать, что две трети всех человеческих поступков совершаются
под внушением зримых и незримых советчиков. И увы, по состоянию человечества,
последние советчики принадлежат, большею частью, к обитателям низших,
прилегающих к Земле, слоев. Воздействия низших слоев легче воспринимаются
жителями земного плана. Но чистые, высшие внушения может получать лишь чистый
сосуд. Как сказано, луч Высшего Мира – «не мокрая кисея», и
если он не воспринят сердцем, то голова может слететь от такого непривычного
воздействия. Вспомним, как подвижники годами подготовляли свое тело всякими
очищениями и воздержаниями для принятия Иеровдохновения. Вспомним также все те
потрясения, которые испытывали даже очень высокие Духи, носившие земную
оболочку, при посещении их Обитателями Мира Огненного. Вспомним потрясения и
седину Преподобного Сергия, несмотря на то, что Дух Его принадлежал к Миру
Высшему. Теперь Вам станет также ясно, что лица, описывающие
посещение их Высочайшими Духами и не упоминающие при этом священного трепета,
который ввергает сердце в неописуемое состояние, близкое к разрыву, говорят или
неправду, или введены в заблуждение персонификаторами из Тонкого Мира. __________ Ваше определение Бога правильно. Именно, нужно
показать, что понятие Бога покрывает собою все – «в нем мы движемся и имеем
бытие». Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Бог есть эта
Беспредельность, потому всякие суждения о Нем, неизбежно, будут лишь
ограничениями Его. Мы можем лишь в глубоком благоговении, в высшей радости
сердца преклониться перед этою Несказуемой Мощью и Красотою и ликующим духом
устремиться к этой Тайне из Тайн великой Беспредельности. Истинно, путь
приближения к Богу есть путь беспредельный. __________ Правильно, как можно больше собрать указаний о великом
значении сердца. Сердце есть Обитель Бога. Ведь близость Его можно ощутить лишь
в сердце. Именно сердце делает Его самым близким или самым далеким. Да, в
пространстве несутся раздирающие душу вопли, но уши земные редко слышат их. Уже
не печаль и не скорбь, но именно вопли ужаса! __________ Несомненно, улавливаемые звуки, неслышимые для других,
указывают на утончение центра уха. И боли в солнечном сплетении могут быть связаны
с утончением чувствительности центров. Очень советую Вам при ощущении такой
боли немедленно принять двууглекислой соды. Если не пройдет, можно повторить.
Сода незаменима при многих возгораниях. Помните, что сода названа священным
пеплом, она предохраняет от чрезмерного воспламенения. Вообще, сода полезна
почти при всех болезнях и является предохранителем от многих заболеваний,
потому не опасайтесь принимать ее, так же как и валериан. __________ Темные силы, конечно, прежде всего обрушиваются на все
светлые начинания и на тех, кто находится под непосредственным лучом Сил Света.
Предатели бывают допущены, ибо, по закону, сила обратного удара пропорциональна
силе противодействия. Нужен Армагеддон, нужно столкновение Сил Противоположных.
Нужны потрясения, чтобы дух человеческий возопил и осознал,
наконец, что он должен бороться не с ближним своим, но с самим собою и с
силами хаоса и стихиями, которые являют необъятное поле для творческого
испытания. Хотела было закончить письмо, но осталась еще целая
страница, потому решаю дописать еще об искуплении грехов. В эзотерическом
Учении говорится, что искупление личных грехов может быть совершено лишь
Христом – Христом, который висит на кресте, страдая на протяжении всей Маха Юги
(великий космический Цикл), на кресте, начертанном в пространстве пересечением
линии материи линией духа. Искупление за личные грехи совершается душою –
носительницей Христа – почти беспрерывно на протяжении земных жизней
индивидуального Ego. Когда устремления души, направленные к повиновению
Божественному Закону, преодолевают желания тела нарушать этот Закон ради
самоуслаждения, то полное изменение или трансмутация совершается в низшей
природе. Процесс преодоления и трансмутации кульминирует в слиянии
индивидуальной души с Высшею Душою. «Распятый Христос каждого человеческого существа, при
достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь
оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута
туда, вследствие беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами,
Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить
человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против
Божественного Закона, содеянных против самого себя, и прощение это может быть
достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я или Божественным
законом Любви». Так лишь трансмутация энергий – чувств или качеств
мыслей – выводит нас из заколдованного круга кармы. Потому так благословенны
все высокие эмоции, выводящие нас из состояния обычности и повышающие наши
вибрации, которые утончают и открывают наши нервные центры. Шлю Вам мысли бодрости и радости. Не огорчайтесь
ощущением подавленности, сейчас все подобные ощущения неизбежны. Весь Мир в
страшном, небывалом напряжении, и, конечно, чуткие организмы реагируют сильнее.
Ритм волн напряжения сменится, и после подавленности придет волна вознесения и
радости духа. Сердечное спасибо за все выраженные Вами прекрасные
чувства. Особенно порадовало меня Ваше непредубежденное отношение к «Письмам
Махатм к Синнетту». Вы правы в своем суждении о некоторых кругах. Даже
страдания мало чему или, вернее, ничему не научили известный класс людей.
Косные сознания еще больше закостенели в судорогах озлобления. Вероятно, Вы
знаете, что серия книг «Живой Этики» признана опасной некоторыми теософами и
издан запрет читать их. Можно лишь еще раз сказать – своя своих не познаша! Но
тем не менее кружки, собирающиеся вокруг «Живой Этики», множатся и ширятся,
хотя среди них есть и такие, которые, принимая все книги «Живой Этики», не
могут принять «Письма Махатм к Синнетту», данные при жизни Е. П. Б. и через ее
посредничество, считая их атеистическими!!! Вы будете правы спросить – но можно
ли тогда поверить, что они действительно понимают книги «Живой Этики»? Потому
мне так радостно, когда приходится встречать сознание, лишенное предрассудков и
предубеждений. Умение самостоятельно разбираться в достоинстве тех или иных
учений – уже немалое достижение. Вы пишете, что кто-то сожалеет, что книги «Живой
Этики» издаются в новой орфографии, ибо «всякие Ариманы пользуются этим
обстоятельством для своей агитации...» На это должна сказать, что на подобные
инсинуации мы не обращаем внимания, ибо в этом «Ариманы» проявляют присущую им
невежественность. Можно напомнить им, что изменение в орфографии было проведено
Импер. Академией Наук еще задолго до революции. Война помешала этому
нововведению. В связи с этим, вспоминается мне прискорбный инцидент. В 1917
году, во время нашего пребывания в Финляндии, как-то навестил нас профессор Р.
Беседуя с ним, я упомянула о том, что на днях мне прислали книгу, изданную по
новой орфографии, и что я не могу читать подобную бездарную безграмотность, при
этом крепко выразилась о тех, кто думает лишь об облегчении усвоения, вероятно,
меря все мозги по своим. Можете представить мой конфуз, когда уважаемый
профессор заявил, что мера эта была проведена еще до войны особой комиссией при
Академии Наук и что сам он был ее членом!! Но должна сказать, что теперь новая орфография не
представляет для меня трудностей, хотя я и не вполне согласна с нею. Букву я с полным удовольствием уступаю профессору Р.
и его ученым коллегам. На обычные возражения, что с изъятием буквы стало невозможно понять, когда «есть» означает
быть и когда кушать, я отвечаю, если вы можете читать гнзда,
сдла
и звзды,
как будто вместо стоит звук ё, то с такою же легкостью
привыкнете разбираться и в этом звуковом совпадении; также и в другом случае,
когда слово осел (осл)
не означает осла, ибо стоит поставить две точки над злосчастной буквой, и осёл
будет отмечен. Не сказано ли в книгах Учения, что «люди готовы причитать над
выносом каждой буквы». Именно, эти слова относились к возмущению некоторых лиц
новою орфографией. Следует проявлять подвижность во всем и стремиться к
упрощению, но, конечно, при условии улучшения, потому откровенно скажу, что
новая орфография не вполне удовлетворяет меня. Так я нахожу, что изъятие
женского рода во множественном числе затрудняет понимание точного смысла, когда
в длинных фразах является сомнение, к которому из разнородных существительных
относятся местоимения и определительные. Это затруднение я иногда встречала при
переводах с английского, где вообще отсутствует женский род, исключая
местоимения единственного числа. Так отнесемся с полным спокойствием к нападкам
злобствующих «Ариманов». Дисциплина и соизмеримость научают ко всему относиться
с должной терпимостью. Хочется думать, что непредубежденные умы, рассмотрев
все происходящее в мире при свете Учения «Живой Этики», вместят эволюцию и
поймут, что старый мир ушел и нужны обновленные и расширенные сознания, чтобы
принять новые формы строительства, подсказанные самой жизнью. Как я уже не раз
писала, все события, все происходящее, ясно указывают, куда направляется
эволюция. Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной
солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самой насущной задачей,
встающей сейчас перед человечеством, является, именно, синтезирование духовного
с материальным. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождения законов
психической энергии потребуют нового проникновения и понимания мира
субъективного или мира духовного. Именно нахождение законов психической энергии
поможет установить новое устроение жизни. Связь мира плотного – физического с
тонким – миром энергий станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силою,
ведущей и связующей все бытие. Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей
лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не
только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих
пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и
таким образом значение духовности будет установлено в полной мере. Познание высших законов подчинит технику духу, и
отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию
всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа
подскажет и новые, лучшие формы устроения жизни. Сейчас мой совет очень
внимательно присматриваться ко всем знакам, идущим из Новой Страны. __________ Теперь Ваш вопрос о шестой расе. Да, во многих
теософических книгах, даже в «Тайной Доктрине», можно найти указание, что
шестая раса собирается в Америке. Но, именно, в «Тайной Доктрине» я встретила
противоречие – в одном месте сказано, что в Америке нарождается шестая подраса
пятой расы, а в другом – шестая раса. Конечно, разница в этих понятиях подрасы
и коренной расы огромная. Следует принять во внимание и возможность опечатки.
При нарождении Америки большинство переселенцев принадлежало к шестой и даже
седьмой подрасе пятой расы. Весьма любопытно, что никто не обращает
внимания на странное обстоятельство, что в теософ. литературе почти нигде не
упоминается наша страна, как будто бы шестая часть Света не имеет места в
космическом плане и эволюции. Почти никто не задается вопросом, в чем тут дело,
где причина этого? Отвечу Вам – все сокровенное особо охраняется, и если
бы раньше времени было оповещено, что этой стране предстоит великое будущее, то
ее растерзали бы на части. Да и Учение «Тайной Доктрины» не было бы принято.
Но что касается до шестой расы, то отдельные индивидуумы, принадлежащие к ней,
конечно, нарождаются во всех странах, и к определенному времени большинство их
будет собрано в главных и безопасных местах. Семена пятой расы были спасены,
семена шестой расы будут охранены. __________ Да, каждый дух или монада зарождается под лучами
определенного светила, и потому зерно духа его заключает в потенциале своем все
тождественные энергии, присущие этому светилу, которое и остается его ведущим
светилом на всю Манвантару. Так все человечество в зерне духа принадлежит к разным
планетам, хотя и находится на Земле, на одной из временных станций своих.
Конечно, множество духов принадлежит к светилу или лучу Дхиани-Будды,
зародившему их, но лишь ближайший к этому лучу становится во главе планеты. Так
каждый Вел. Учитель собирает около Себя ближайших Ему по лучу или по потенциалу
энергий, потому так разрушительны все шатания и отходы от раз избранного
Учителя. В безумии шатания мы можем отойти от своего космического Отца, который
Один может зажечь наши центры во всем их совершенстве. Теперь Вы понимаете, как
связь между Гуру и учеником может быть священна! Ибо кто может знать, если ему
не будет открыто, что избранный им Гуру не является его космическим Отцом и
Гуру? И среди подошедших к Учению есть такие, которые перебегают от одного
Учителя к другому, считая, что так они скорее преуспеют. Но, конечно, так
поступают только невежды, которые не понимают значения оккультной связи, не
знают, с каким трудом и терпением ткется она, и как гнев, раздражение,
сомнение, не говоря уже о предательстве и отступничестве, мгновенно могут
уничтожить даже долголетнюю работу. В «Тайной Доктрине» сказано, что «человеческие монады,
рожденные под одною и тою же планетою или, вернее, под излучениями одного и
того же Планетарного Духа или Дхиани-Будды, являются во всех своих последующих
жизнях душами-близнецами или душами-сестрами на этой Земле». «Звезда, под
которой рождается человеческая особь (монада), говорит сокровенное Учение,
останется ее звездой на протяжении всего цикла ее воплощений в одной
Манвантаре. Но это не есть ее астрологическая звезда. Последняя касается и
связана лишь с личностью, тогда как первая – с истинной индивидуальностью. Ангел, или Владыка этой звезды, или Дхиани-Будда,
связанный с нею, будет, так сказать, либо руководящим, либо просто наблюдающим
Ангелом при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной
сущности, хотя ее проводник – человек может навсегда остаться в неведении этого
факта. Каждый Адепт имеет своего Дхиани-Будду, свою старшую душу-близнеца, и Он
знает его, называя Отчей-Душой и Отцом-Огнем. Лишь при последнем посвящении,
стоя лицом к лицу с блистающим “Обликом”, они познают Его». Так истинным Ангелом Хранителем нашим мы можем считать
Дхиани-Будду планеты, под лучами которого или которой зародилась наша
человеческая особь. __________ Во все эпохи можно найти пустые гробницы или
замененных покойников. Так, существует могила Сен-Жермена, а на самом деле там
похоронен заместитель. Но к оккультным романам нужно относиться с большим
разбором. Несомненно, иногда авторы их улавливают нечто из пространственных
рекордов, но часто многое преломляется чрезвычайно искаженно. __________ Да, считайте, что еще один исторический цикл
закончился. Река вспять не течет. Новый грядущий цикл, конечно, прекраснее, ибо
все знаки небесные своим сочетанием утверждают знак великого Обновления и
Благоденствия. Пусть сердце подскажет Вам, откуда исходит это Благоденствие.
Всматривайтесь внимательно во все знаки и увидите, как многое совершается
сейчас и как сердце может радоваться быстроте событий. Нет такой силы, которая
могла бы остановить Колесо Кармы. Все бедствия, постигшие ту или иную страну,
не случайны, потому нет места ни озлоблению, ни саможалению. Но посмотрим
разумно и приложим все усилия, чтобы расширить сознание и понять совершающееся.
Наблюдайте зорко события и увидите, как сокрушаются раздутые величины, карме
послушные. __________ Правильно, что лишь от нас самих зависит почерпать во
всем и отовсюду либо грязь, либо добро. Золотой Путь, или Путь великого
Равновесия, заповедан всеми Великими Учителями. Но если кто не чувствует
влечения к часто ужасно бездарным кино или к омертвелым обрядностям, то пусть и
не насилует себя. Ибо это будет просто вредной тратой времени, когда он может с
большей пользой употребить его на интересующий его труд во имя общего блага. Не
думаю, что можно было бы переубедить узкие сознания, закостеневшие в старых
предрассудках и понятиях, бывая в их среде и беседуя с ними. Вот если они сами
постучатся к Вам, тогда другое дело, но идти к ним, чтобы открыть им глаза,
бесполезно. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|