"Письма Елены Рерих" (книга 2, фрагмент 4)Сердечное спасибо за душевное письмо и присылку Вашей
карточки. Постепенно у меня собирается целая галерея портретов друзей, и я
люблю всматриваться в них и следить за изменением выражения на их лицах.
Замечали ли Вы, что портреты живых людей меняют свое выражение? Радовалась и
Вашей деятельности. Сейте полезные зерна как можно шире, всегда соображаясь с
уровнем сознания. Облекайте великие истины в то одеяние, которое наиболее
приемлемо. Великое сострадание заключается в прикрытии Света, чтобы не ослепить
слабое зрение. Всегда и во всем должно руководить нами сердце. Как сказано –
«лишь малое сознание, кичась, пытается разложить на окне все свои сухие
веточки, но большое знание не боится урезать себя, если видит, что многое не
может быть еще вмещено». Конечно, Вы правы, что следует осторожно
комментировать «Откровение» Иоанна. Ведь каждое писание, каждая легенда
древности имеет семь ключей или значений. Относительно «Откровения» среди
многих ученых ныне существует убеждение, что оно есть еще одно переложение
Книги Еноха и легенды о Драконе, относящейся к языческой древности. Потому
«Откровение» следует отнести к другим, гораздо более древним видениям. Глава
XII имеет несколько значений, и многое было уже найдено, что касается до
астрономического и числового ключа этого всемирного Мифа. Согласно Сокровенному
Учению упомянутая там война на небесах относится к событиям на различных планах
бытия. Первое событие является чисто астрономическим и космическим фактом,
относящимся к Космогонии. И если этот звездный прототип войны действительно
относится к пред-манвантарному периоду и основан на знании всей программы и
эволюции Космогонии, знании, которое находится во владении Великих Учителей, то
второй аспект войны на небесах имеет свое отображение на Земле, и местом
действия ее были не глубины междузвездного Пространства, но Гималаи. Это есть
рекорд страшной борьбы между «Сынами Света» и «Сынами Тьмы» четвертой и пятой
Расы. Все последующие традиции на эту тему были построены, именно, на этих двух
событиях, слитых в легендах воедино. Но каков бы ни был астрономический смысл
этой универсально принятой легенды о битве в Небесах, человеческая фаза ее
основана на истинных исторических событиях, искаженных в теологическую догму
(Падение Ангелов) лишь для приспособления ее к экклезиастическим целям. В «Тайной Доктрине» встречаются пояснения некоторых
глав и стихов «Откровения». Привожу Вам некоторые выдержки, которые могут
заинтересовать Вас. «В своем введении к труду архиепископа Лауренса
(Лаврентия), переводу эфиопского манускрипта, хранящегося в Бодлианской
библиотеке, автор “Эволюции Христианства” замечает: “Просматривая корректуру Книги Еноха, мы были еще
больше изумлены сходством с писаниями Нового Завета. Так притча об овце,
спасенной добрым Пастырем от наемных стражников и свирепых волков, совершенно
явно заимствована евангелистом четвертого евангелия из Еноха стр. LXXXIX, в
которой автор описывает пастухов, убивающих и уничтожающих овец до прихода их
Господина; таким образом, открывается истинный смысл этого до сих пор
таинственного места в притче Иоанна: “все, кто приходили до меня, были ворами и
грабителями” – изречение, в котором мы ныне усматриваем явный намек на
аллегорических пастухов Еноха” (Кн. пророка Еноха, стр. XLVIII, изд. 1883). “Сейчас слишком поздно утверждать, что именно Енох
заимствовал из Нового Завета, вместо обратного. В послании Апост. Иуды (14, 15)
приведено дословно пространное место из Еноха о пришествии Господа с десятью
тысячами святых, и, назвав пророка особо, он тем признает источник”. “...Завершая параллель между пророком и апостолом,
(мы) установили, вне всякого сомнения, что в глазах автора Послания,
признанного как Божественное Откровение, книга Еноха была вдохновенным
произведением одного из до-потопных патриархов... Совпадение языка и
представлений в книге Еноха с языком и представлениями авторов Писаний Нового
Завета... ясно указывает, что труд семитического Мильтона был неисчерпаемым
источником, из которого евангелисты и апостолы или же люди, писавшие за них,
заимствовали свои представления о воскрешении, о Суде, бессмертии, гибели и о
всемирном царстве Справедливости под вечным владычеством Сына Человеческого.
Этот евангельский плагиаризм кульминирует в “Откровении” Иоанна и применяет
видения Еноха к христианству с изменениями, в которых мы не находим
величественной простоты великого мастера апокалипсического предсказания,
пророчествовавшего во имя до-потопного патриарха” (там же, стр. XXXIV – XXXV). “До-потопный”, воистину! но если фразеология текста
относится едва лишь к нескольким столетиям назад или даже тысячелетиям до
начала исторической эры, то это не является уже первоначальным предсказанием
надвигающихся событий, но, в свою очередь, есть копия некоторых писаний
до-исторических религий. “В век Крита Вишну в образе Капила и других
вдохновенных учителей... передает... истинную мудрость (как это сделал Енох). В
Век Трета он сдерживает злобных в образе всемирного Монарха (Чакравартин –
вечносущего Царя по Еноху), охраняет три мира (или Расы). В век Двапара в лице
Веда-Виасы он разделяет единую Веду на четыре и подразделяет их на сотни (Шата)
ветвей” (Вишну Пурана). “Говорит Уриэль в книге Еноха (XXVI, 3): “Те, кто были
пощажены, вечно будут благословлять Господа... Вечно-сущего Царя, который будет
царствовать над ними”. “Истинно, так: “Веда” самых ранних арийцев, прежде чем
она была написана, распространилась среди атланто-лемурийских народностей и
посеяла первые семена всех ныне существующих древних религий. Отрасли никогда
не умирающего Древа Мудрости разбросали свои сухие листья даже на
иудео-христианство. И в конце века Кали, нашего настоящего века, Вишну, или
“Вечносущий Царь”, появится как Калки Аватар и восстановит справедливость на
Земле. Умы тех, кто будут жить в это время, будут пробуждены и станут
прозрачными, как хрусталь”. “Люди, которые так изменятся, благодаря такому особому
времени (Шестая Раса), станут как бы семенами других человеческих существ и
дадут рождение расе, которая будет следовать законам века Крита – Века
чистоты”. Т. е., это будет седьмая раса, раса Будд, “Сынов Бога”, рожденных от
непорочных родителей». Но чем в действительности является сама книга Еноха,
из которой автор Откровения и даже св. Иоанн, автор Четвертого Евангелия, так
щедро приводили выдержки в своих писаниях? Просто книгою Посвящения, выдающей в
аллегориях и в осторожной фразеологии программу некоторых архаических мистерий,
совершавшихся во внутренних храмах. Так называемые «Видения» Еноха относятся к
его (Еноха) переживаниям при посвящении и к узнанному им в мистериях. __________ Во всех древнейших легендах описание творения нашей
Земли, конечно, относится лишь к четвертому кругу, после пралайи или
обскурации, наступившей после третьего круга. Причем даже о первых двух расах
этого круга мы имеем крайне скудные сведения, и пока что они не выдаются
Великими Учителями, ибо нашему сознанию трудно еще вместить понимание этого
состояния, не имеющего себе эквивалента на Земле. Но в четвертом круге человек
появился раньше животных. Молитва Христа, которую никто не услышал, была
молитвой сердца о благе всего человечества. Каждый Великий Дух руководит
эволюцией, строго согласуясь с законами Космического Магнита или с
законом эволюции. И воля такого Духа потому так мощна, что отождествлена с
Волею Космоса. Падение Люцифера в том и состояло, что он пошел против
закона эволюции, или Воли Космоса. Перечтите в «Криптограммах Востока» легенду
о Люцифере – это истина. Так в то время, когда Великие Собратья Люцифера,
пришедшие с Ним на нашу Землю, строят вечное движение; в то время, как Они
говорят – «к чему одна Земля, когда суждены все миры», и тем создают правильный
путь человечества, когда широким кооперативом с дальними мирами будет заложен
настоящий обмен, Люцифер предпочитает оградиться от соседей. Но при единстве
Бытия, при законе взаимообмена всякая обособленность приводит лишь к отмиранию
или смерти. Но Люцифер мог только затруднить, но прервать поток жизни не мог.
Именно Его восстание и проведение им плана самодовления земной материи вызвало
корректив в лице Белого Братства, Учреждения, не знакомого другим планетам по
своей невольной боеготовности. Как сказано, ведь «борьба отчаяния переменила
Носителя Света, и его рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его,
поистине, начали прибегать к постыдным средствам, которые лишь задерживают
сроки, но не исчерпывают судьбу. Потому доспехи и мечи Братства с радостью
могли бы быть перекованы на части лабораторных аппаратов гораздо раньше, и
Лестница Света, звено Земли и Неба, могла быть гораздо ближе. Как можно
вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что,
казалось, уже давно было известно человечеству!» Вы спросите, как создалась эта психология
обособленности? Но в каждом крупном феодале Вы имеете пример случившегося. Люцифер есть Князь мира сего (Земли) в полном значении
этого слова. Дух его, в потенциале своем, имеет все тождественные энергии,
присущие Земле. При нормальном положении хозяин Земли вознес бы
материю, наполняя части ее сознанием единства. Ведь Дух Владыки планеты
проходит через человеческую форму как первоучитель овладения присущей ей
материи, и потому он является знатоком свойств этой материи. При достойном
состоянии он ценный друг всех новообразований, нет противных действий, лишь
поиски взаимополезные. Но не так мыслит Хозяин Земли, он не желает дружбы духа.
Теперь можете представить себе, как знает все коридоры Хозяин Земли! И
насколько всякое излишнее просвещение не отвечает его плану. Его слуги не прочь
узнать для себя полезное и даже имеют совещания, как употребить находки во вред
движению духовности. Но его несчастье в том, что движения духа очень быстры и
резервуар Источника Белого Братства велик. Но в изобретательности ему отказать
нельзя, особенно теперь, когда наступили сроки. – Теперь Вы понимаете, как
серьезен и как грозен бушующий Армагеддон! Битва Светлых Сил с полчищами Тьмы. __________ Вы совершенно правильно понимаете одержание. Именно,
пока есть борьба, до тех пор нет настоящего одержания. Одержимый уже не испытывает
борения и даже не сознает своего одержания. Но чистое сердце может не опасаться
одержания. Искренность не допускает одержания. Следует помнить, вернее, знать, что нет ни одной
книги, в которую не вкрались бы ошибки или неясности, или просто опечатки и
пропуски. Даже в книгах или письмах Адептов можно найти как бы противоречия, но
которые для знающих являются не противоречиями, а просто недоговоренностями.
Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в
несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе
много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой
индивидуализации в каждом отдельном случае, в тех или иных группах низших царств,
потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу, в данном случае,
следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое
созвучие может выражаться термином общей души, или духовного созвучия. Ведь и
Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Ego. __________ Так Вы изумляетесь, что закон кармы назван автором
критикуемой Вами книги «слепым и вместе с тем разумным»? Но следует всегда
помнить о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот
назван автором в силу его неизменности, непоколебимости, когда он
действует космически непреложно. Закон кармы становится разумным в действиях
человека с пробужденным разумом. Но низшие царства подчинены «слепому» для них
закону. Владыки Кармы, направляя эволюцию мира, конечно,
прежде всего руководствуются космическими законами и направляют или согласуют
свою Волю с эволюцией Космоса, или великою Целесообразностью. Потому Ваш вопрос
– «неужели Владыки Кармы слепы?» – просто неуместен. Теперь о разъяснении
автора, что «карма не действует в течение первой и последней четверти круга
эволюционного развития», и тут нет заблуждения, но просто та же
недоговоренность. Во всех Учениях очень мало сказано о состоянии человека в
первых трех кругах или даже о первых двух расах нашего Круга. Но все же из
намеков можно понять, что в течение первых двух рас Четвертого Круга состояние
это при духовности было лишено того, что мы называем рассудком, и потому можно
сказать, что они слепо следовали непреложному закону кармы. В последней же
четверти нашего Круга, когда человечество утончится и достигнет состояния
уплотненного астрала и своей первоначальной духовности через раскрытие высших
центров, но уже при развитом и просвещенном разуме, оно завершит свою земную
карму для положенного Цикла или Круга и улетит с Земли, чтобы начать новый цикл
существования на иной планете, или же после периода обскурации Земли вновь
продолжит свою эволюцию в новом земном Цикле или Пятом Круге. Также на страницах этого труда можно найти упоминание
о количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, категоричность этого
утверждения при недоговоренности тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я
стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще
широкому оглашению. Почему кажется Вам несправедливым утверждение, что
«человек может обогнать свою карму, и тогда она не достигнет его»? Мне думается
– наоборот, ибо если было бы иначе, то мы никогда не вышли бы из этого
заколдованного круга. Теперь Вы спросите – как может человек обогнать свою
карму? Отвечу – улучшением своих мыслей и побуждений. Много раз в Учении
сказано, что именно наши побуждения и мысли творят нашу карму, поступки –
факторы второстепенные. Ведь, именно, мысли создают нашу внутреннюю сущность.
Мысли откладываются энергиями в нашей «чаше» и ауре, и если эти энергии очищены
и утончены, то ясно, что они могут созвучать или притягивать лишь такое же
чистое, и потому все злобное и низкое не сможет уже коснуться нас в полной
силе. Так, если Вы встретитесь с человеком, которому в прошлой жизни Вы
причинили зло, то хотя он и почувствует к Вам неприязнь, но если ваша аура
будет особенно очищена, действия его злобной энергии не смогут задеть вас в
полной мере, и злобная энергия, как бумеранг, обратится на пославшего. Вот почему
так практичен совет очищать, улучшать и утончать свои мысли и побуждения. Дух
несет в себе свое достижение и свой доспех. Очищение и огненное преображение
нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы. Ведь завершение кармы
на одной планете наступает, когда все элементы или энергии, входящие в состав
нашего существа, гармонично объединились единым устремлением и достигли
совершенства, положенного для данной планеты. Теперь что касается до Андрогины. Обратите внимание,
что место это поставлено в кавычках, и взято оно из моего письма к автору
книги. Я уже писала Вам, что третий том «Т. Доктрины» собран был без корректуры
самой Е. П. Бл. Кроме того, нельзя относиться с полным доверием к записям
учеников, часто непроверенных самой Е. П. Бл. Сама, на личном опыте, знаю,
какие сюрпризы можно встретить в подобных записях. Потому собираюсь в своем
завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие записи, сделанные якобы с
моих слов, если в них нет следов моей корректуры и надлежащей подписи. Не понимаю, почему кажется Вам невозможным, чтобы
Христос называл «отцом Своим» – Непознаваемую Первопричину? Как бы ни была
трансцендентна Первопричина, истинно, она есть Отец-Мать всего сущего. В заключение напомню Вам, что критика легка, но
искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен
понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Одной критикой
никогда ничего не создавалось. Порицаемая Вами книга принесла много радости ищущим
сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней.
Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем в иных писаниях, к
какой бы области они ни принадлежали. Прежде чем двигаться дальше, нужно, чтобы сознание
человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас человечество стоит перед
пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь
начала Живой Этики, нежели знать точный подсчет числа воплощений, допустимых в
одном поле, или же все степени духовных созвучий в низших царствах, или,
наконец, будут ли люди седьмой расы иметь два позвоночника или три ноздри!! и
т. п. Так не критикуйте, но обследуйте каждый вопрос со
многих сторон, помня о всем разнообразии и всей сложности Мироздания. В своем последнем письме Вы пишете – «Вы знаете, что что
бы Вы мне ни сказали, я не обижусь, а только буду благодарен, это не слова,
а действительность. Часто Вам это говорю, потому что заметил, что многие так
говорят, но на первое же указание обижаются» – эти строки подчеркнуты Вами.
Отвечу – Благо Вам, если это осознание посетило Вас, следовательно, этот мой
ответ уже не «задует Вашего пламени», даже если оно «дымящее». Не велика честь
насадить сад обид. Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к
Свету. От всего сердца приветствуем Вашу мысль написать труд
на избранную Вами тему. Вы правы, что вопрос религии очень важен. Можно
сказать, краеуголен в грядущей эпохе сужденной духовности. Потому следует неотложно
закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание этого
насущнейшего вопроса. Само слово религия от латинского «religare» означает
связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя
не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник
Благодати питает все миры. Очень одобряем и план задуманного Вами труда и
знаем, что Вы подойдете ко всем затронутым Вами понятиям со всею вдумчивостью и
сердечностью. Если бы представители церкви поняли, какое время
встало перед ними! Время великого очищения и творчества духа, когда,
объединившись, они могли бы, в новом эволюционном сознании, просмотреть великий
Завет Христов и, при свете изучения и сопоставления с древнейшими религиями,
понять глубокий эзотеризм Учения Христа, основанный, всецело, на
«Первоначальном откровении», источнике всех когда-либо существовавших учений.
Отцы церкви должны стать истинными духовными пастырями народа, проводя в жизнь
основы Живой Этики, встречаемые в каждом учении Света. Опасно отставать от
растущего и эволюционирующего сознания, опасно отрицать нахождения и достижения
науки, которые сейчас, в силу нагромождающихся событий, остаются еще одиночными
проявлениями. Но не за горами, а за плечами время, когда эти проявления объединятся
и предстанут как неопровержимые факты. Неужели мы будем брать пример с тех невежественных
кардиналов, которые готовы были сжечь на костре Галилея за его утверждение о
вращении Земли? Потому нужно усмотреть в Заветах именно то, что так согласуется
с новейшими нахождениями науки, а не поддерживать, что было искажено и
приспособлено для различных целей. Нужно со всею честностью, со всею
искренностью и просветленным сознанием изучать Заветы, отбросив все позднейшие
толкования, настолько затемнившие первую основу, что, действительно, «вместо
прекрасных Ликов, остались лишь запыленные гримасы». Потому так приветствую Ваш
труд и Вашу деятельность, постепенно и осторожно вкладывающие в сознание масс
очищенные основы великих Заветов. Конечно, ошибки на пути следования Свету неизбежны,
ибо кто же совершенен? Но все зависит от их качества и нашего отношения к ним,
и от прочности связи с Иерархией. Пасть в пропасть может лишь отказавшийся от
Света и тем порвавший связь с Иерархией. Так ужасен путь предателей. В предыдущем Вашем письме я не досмотрела последний
важный вопрос о страдании сердца, потому отвечаю на него. Страдание, во всех случаях, можно считать благом, ибо
оно утончает наши чувствования и научает великому состраданию. Одна радость не
может дать глубины чувствам, потому необходимо совмещение этих двух антиподов
для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца
Солнц. Сердце окаменевшее, не звучащее всеми фибрами своими на радость и
страдания окружающих, не может принадлежать ученику, идущему по пути Света.
Именно, при совершенствовании, вся гамма чувств настолько утончается, что
сердце высокого ученика на последней ступени иногда представляет собой как бы
рану, часто он физически ощущает ее жгучую боль. Только чувствительность эта не
столько о себе, сколько о других и общем благе, которое для некоторого типа
людей является «пустым словом». Особенно тяжка всякая грубость. Думаю, что многие не совсем отдают себе отчет, что
подразумевают они под словом «окаменевшее сердце». Возможно, что они хотят
выразить, что при частых жизненных ударах, но при расширенном сознании и при
осознании связи с Иерархией Света, мы научаемся спокойно принимать этих
вестников, ибо понимаем, что все они или нами заслужены, или послужат нам на
пользу. Это и есть закалка духа, когда человек ничем уже не устрашается, но
сердце его еще с большим горением устремляется к Иерархии, к несению подвига во
благо. Именно, как сказано в Учении: «Спокойствие сознания
образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как
утверждение существования Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности
опознания связи живой с Высшим Миром. Само понятие такой связи делает человека
сильным и устремленным». Так Вивекананда часто спрашивал своих учеников – могут
ли они представить себе всю мягкость, всю нежность сердца Великих Учителей? Но
сострадание и помощь Великих Учителей, в силу Их великого знания, выражается в
формах, часто не отвечающих ни нашему пониманию, ни желанию. Отсюда нередкие
замечания, которые, увы, я сама слышала – «Великий Учитель где-то далеко и не
слышит обращенных к Нему воззваний». Но нет большего заблуждения. Только для
того, чтобы быть услышанным, нужно приложить искренность и сердечное
устремление. Возможно также, что некоторые смешивают достижение
состояния «ваирага» с окаменением сердца. Для них «ваирага» означает, именно,
окаменение, тогда как на самом деле это есть отрешение от привязанностей к
плотским предметам, причем отрешение это должно состояться, главным образом, в
мыслях. Отсутствие привязанности к низшим и плотским проявлениям не есть
бесчувственность. Так непривязанность к пище не значит, что человек перестал
ощущать голод и т. д. Но при достижении состояния «ваирага», человек всему
отдает должное и умеет различать, где оно главное и ведущее. «Окаменелое же сердце уже не сердце, но кусок
отброса». __________ Одному моему корреспонденту приходится выслушивать
много престранных утверждений об Учении Живой Этики, со стороны так называемых
доновцев. Но я постоянно прошу всех выказывать терпимость ко всем существующим
духовным движениям и никому не навязывать книг «Живой Этики» и, главное, не
вступать ни в какие споры. У некоторых людей каждый обмен мнений превращается в
спор и в личные обиды. Конечно, последнее обстоятельство доказывает малую
степень развития сознания и малое знание. Завет Будды гласит: «Почитай свою
веру и не клевещи на веру ближнего». Также и в Брамо-Самадж указано: «Ни одно
верование не должно быть опорочено, осмеяно или ненавидимо». Потому духовному
учителю, которому ученики его приписывают происхождение от Солнечной Иерархии,
следовало бы проявлять большую терпимость к другим Учениям. Мерою терпимости
мерим свое сознание. Очень хорошо, что Вы отметили опасность одержания.
Укажите также, что часто большинство сумасшедших является просто одержимыми.
Также, может быть, уделите место и намекам о вреде низшего психизма, который
тоже может вести к одержанию. В «Мире Огн.» достаточно сказано против психизма.
Но одновременно указывайте пути высшие, пути сердца и накопления духовного
синтеза. Можно указать, что в ближайшем будущем, когда человечество продвинется
в понимании тонких энергий, тогда и вопрос медиумизма найдет себе правильное
решение. Будут найдены условия и методы для охранения медиумов от привходящих
влияний и воздействий, и можно будет привлечь их к сотрудничеству для научных
исследований. __________ Очень полезно освещать вопросы медиумизма и психизма,
ибо человечество в поисках необычного и необычных переживаний устремилось в
невежестве своем в самую черную магию и колдовство. Недавно я писала по поводу
одного медиума и приводила слова Мэнли П. Холла, талантливого лектора и
писателя по вопросам оккультизма в Америке, перепишу их и для Вас: «Мудро
указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой
разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы духовного развития
разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел
пробудить и поднять змия (спинного мозга) до головного мозга и своим духовным
ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или
шишковидной железы... Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же
не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после
многих лет, иногда целого ряда жизней, строжайшей самодисциплины и усиленного и
упорного труда, тогда как медиум, при небольшой практике, может преуспеть в
несколько дней». – Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен
низшими слоями Тонкого Мира. Именно, высшие планы недоступны медиуму, ибо его
высшая триада не принимает участия в его проявлениях. – «Медиумизм
останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное
движение». Также писала я, как губительны концентрации на каком-либо
центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация
стимулирует один центр за счет остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации
их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает
равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о
работе Вл. над всеми центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и
яснослышания. Вел. Уч. зорко следят за состоянием организма ученика и никогда
не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие или эволюция
лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит
лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует
рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме
обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому
оно очень вредно и, при частом прибегании к нему, может окончиться параличом.
Ни один медиум не может называться Агни Йогом. Лишь духовность и подвиг
приближают нас к принятию огненной чаши. «Медиумизм – как капля мутной воды в
огненной чаше Агни Йога». О психизме достаточно сказано и в третьей части «Мира
Огненного». Не знаю, как скоро Вы сможете прочесть ее, потому не поленюсь
переписать для Вас две очень важные Беседы. «Медиум, истинно, не имеет открытых центров, и
психоглаз ему также недоступен в соприкосновении с Высшими Мирами. Человек
ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к
физическим явлениям. Как магнит притягивает физическая материализация. Мы также
прибегаем к физическим явлениям, но случаи разновидны. Мы предпочитаем провод
духа и для сокровенных поручений пользуемся только проводом духа. Архат ждет
иногда столетия, чтобы дать сокровенное поручение. Явление иных поручений
требует особых комбинаций. Мы – Архаты – следуем принципу целесообразности.
Опыт матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим. Мир
знает о белом Огне, мир знает о невидимом Свете. Там, где Мы хотим проявить
тончайшие энергии, там Мы действуем только тончайшими энергиями. Там, где Архат
должен поручить сокровенное, там Мы являем высшую бережность. Там, где Архат
знает вечный закон, там Архат ликует и являет Беспредельности ликование.
Запишите Мое поручение как согласованность высшую на планете. Согласованность
духа и материи – редчайшее космическое явление. Человечество может сказать – мы
лишены высшего. Нужно осторожно обращаться с тончайшими центрами». § 365. «Именно, уничтожение прикасания к высшим
энергиям разобщает человечество с Космосом. Как же можно существовать в
Космосе, являя непонимание мировой эволюции? Так сознательное отношение к
мировой эволюции непосредственно включает понимание Иерархии как животворящего
Начала. Именно, психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое
тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется.
Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не
различает огненного состояния духовности от психизма. Так, мы должны
преодолевать ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются
служителями тьмы. Так на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом». § 369. «Именно, бездна непонимания является той
тропой, по которой человечество идет. Именно, современное мышление указывает на
ограниченность психических исследований. Но насколько можно пойти дальше и
глубже, зная о разделении и связи между тремя телами. Ибо если физическое тело
уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, а самое тонкое, ментальное,
тело оформлено лишь у избранных. Но посвященные в высшие огненные энергии и
знающие огненную трансмутацию центров могут утверждать о явлениях огненных. Все
другие явления нужно разделять по двум категориям. Первая, когда дух не может
перейти бездну, ибо тело ментальное настолько еще не оформлено, что дух не
может проявляться за пределами низших слоев; другая категория, когда один центр
проявляется частично. Причем нужно помнить, что Огненный Мир недоступен духу,
покуда высшие центры не начнут трансмутироваться. Но поверх всего стоит дух,
зажегший свои духовные Огни, ибо его ментальное тело творит соответственно. На
Пути к Миру Огненному нужно тонко разбираться в психических явлениях». Радуюсь, что и Вас втянули в переписку по вопросам
Учения. Несите Свет, что может быть прекраснее этого труда! Ваш ответ...
правилен. Именно, куда можем мы спастись от пространственного огня? Кроме того,
при будущих катаклизмах, конечно, больше других пострадают страны,
расположенные вблизи вулканического пояса, и некоторые острова. Именно, север в
этом смысле безопаснее. За последние два года от землетрясения в Индии погибло
свыше 200 000 человек. Вокруг нас все время продолжаются подземные толчки.
Правильно, что единое спасение и прибежище наше от всех бедствий и от всякого
зла – Иерархия Света. Но для этого надо установить связь нерушимую, и, конечно,
одно словесное почитание недостаточно, нужен огонь сердечный. Каждый воин Света мужественно принимает ускоренную
расплату по старым счетам. Страдания у вступивших на Путь Света преображаются в
чудесные цветы духа. Конечно, не легко достигается душевное освобождение от
земных привязанностей, но когда перед нами великая цель Служения, когда сердце
горит преданностью Великому Учителю, то самое тяжкое претворяется в радость
самоотвержения. Вижу, что Вас тревожит желание некоторых лиц утвердить
лишь свое мировоззрение. Могу советовать принять такие попытки в полном
спокойствии. Предоставьте людям самим разбираться. Невозможно насиловать
сознание, потому явите терпимость и сдержанность. Ничто так медленно не растет,
как сознание. Для усвоения каждого нового понятия приходится не только осветить
его со всех сторон, но и несчетно повторять, именно, до рисунка на мозгу, как
выразился один из Мыслителей. Те, кто не могут оценить глубины и всей космосопространственности
мысли, раскрывающейся в Учении Жизни, и постоянно меняют свой путь, те не
готовы к принятию Огненного Учения. Потому было бы не только непроизводительной
тратой времени убеждать их, но даже преступно насиловать неустановившееся сознание.
В Учении указано, что даже на согласившихся не следует терять много времени.
Именно, пусть сперва покажут применение первого зова. Недостойно многократно
опускать сосуд в пустой колодезь. Но, найдя человека ценного, следует применить
к нему всю терпимость, все терпение, чтобы осторожными касаниями ассимилировать
сознание для совместной работы. Нужно очень осторожно расширять сознание.
Только органическое развитие и разнообразность поступлений обусловят
действительный рост сокровищницы нашей. Вполне согласна с Вами, что допущение нетвердых
элементов в эзотерическую группу или в Правление представляет серьезную
опасность. Потому с этим злом нужно бороться и тактично удалять разлагающие
элементы. Старайтесь принимать лишь испытанных лиц, усвоивших сердцем основу
Учения – именно, сердечную преданность Иерархии Света, без чего не может быть
истинного понимания Учения, ибо лишь эта серебряная нить сердца связывает наше
сознание с Сознанием Учителя. Лицам, отвергающим необходимость осознания
ведущего начала Учителя, можно бы сказать, что наблюдаемое сейчас повсеместное
разложение явилось следствием отрицания авторитета во всех областях жизни.
Неустанно буду твердить слова Учения: «Но что же может существовать без понятия ведущего?
Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим великим принципом. На
чем же основана эволюция? Потому каждый отрицающий Иерархию тем самым отрицает
эволюцию. Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии
самый мощный». Наш черный век, именно, отличается всякими отрицаниями
и прежде всего отрицанием основ Бытия. Утрата понимания жизненного и ведущего
понятия Учителя и породила, с одной стороны, хаотичность мышления и
разнузданность нравов, с другой, позволила фанатикам насадить кумиров, заперев
Величайших Учителей человечества за золоченую ограду, окружив их
недосягаемостью и утратившей всякий смысл параферналией. Так живая, сердечная
связь с Миром Высшим была нарушена, в силу возраставшей невежественности
позднейших последователей. Конечно, утверждающие, что «никакие Учителя вас не
освободят, но лишь вы сами», повторяют лишь одну из многих подобных формул в
восточных учениях и книгах Живой Этики. Именно – «все должно быть сделано
человеческими руками и ногами». Никто не может насиловать сознание наше к восприятию
истины, ему еще недоступной. Лишь наше внутреннее устремление может совершить
необходимую трансмутацию. Вся восточная мудрость утверждает, что лишь личными
усилиями и упорным трудом над собою достигается познание и овладение истиной.
Но та же мудрость гласит, что «Учитель есть маяк ведущий и спасательная веревка
в трудных горных переходах. Принявший водительство Учителя ускоряет свой путь».
Облегчая и ускоряя свой путь, он тем самым может соответственно облегчить и
путь ближнего. Приведу мой любимый § 84 из «Агни Йоги»: «Напомню маленького индуса, познавшего Учителя. Мы
спросили его: “Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без
Учителя?” Мальчик улыбнулся: “Солнце останется солнцем, но при Учителе мне
будут светить двенадцать солнц”. Солнце Индии будет светить, ибо на берегу реки
сидит мальчик, знающий Учителя». Можно еще добавить: «Если варвар посягнет на
Учителя, скажите ему, как человечество назвало разрушителей книгохранилищ». Еще сказано: «С кем можно укреплять мысли? Только с
Гуру. Он как скала, у которой можно укрыться от непогоды. Почитание Гуру есть
путь к Высшему Миру. Но хаос не терпит построения. Нужно направить мысли на
устои, чтобы не подвергнуться вихрю». Бедное человечество, зашедшее в тупик со своим
однобоким материалистическим мировоззрением (церковь тоже служит
материалистическим устоям и потребностям), больше чем когда-либо нуждается в
осознании Высшего Мира и ведущего начала Гуру-Иерарха. Человечество болеет
отсутствием самодисциплины и хаотичностью мышления. Против начала ведущего,
против дисциплины, против сотрудничества восстают прежде всего вчерашние рабы.
Лишь царь духа понимает, что есть Иерархия, ибо, чтобы царствовать, надо прежде
уметь повиноваться. Принцип начала ведущего должен утвердиться в сознании
человечества, если оно хочет прогрессировать. Но, конечно, всякая фанатичность
ужасна, ибо она есть порождение невежества и кончается изуверством. Она есть
антипод истинной преданности и почитания. Каждый индус знает, что есть преданность своему Гуру.
И мы знаем, что все величественные концепции и вся красота восточной мысли
выросли, именно, из преемственности и последовательности в беспредельной Цепи
Иерархии, каждое звено которой сковано безграничной преданностью ученика к
своему Гуру. Так Восток рассматривает учителя, отказавшегося от Иерархического
Начала, как сухое древо, лишенное корней. Лишить дух почитания великого понятия
Учителя равносильно духовному самоубийству. Великие Учителя есть наша пища, без
принятия ее умираем не только мы сами, но и вся планета. Но, конечно, если бы Великие Учителя стали насильно
лить свои лучи, то без восприятия с нашей стороны, мы были бы испепелены. Во
всем нужна взаимность, соответствие и соизмеримость. Все бытие основано на
взаимном обмене и сотрудничестве. Потому человек, обособившийся или
ограничивающий себя лишь самим собою, осужден на смерть, как духовную, так и
физическую. Так, если кто утверждает лишь один устой, то построение его не
прочно и не выдержит надвигающегося вихря. Потому спросите всех шатающихся и спорящих – прочли ли
они все книги Учения Жизни? Если скажут – да, то проэкзаменуйте их. Большие
неожиданности могут обнаружиться. Потрясающи незнание и непонимание самых
примитивных основ духовного развития! И подумать только, что веками
Основателями религий всего мира закладывалась связь с Высшим Миром как основа
Бытия! А наш черный век заканчивается призывами о нарушении этой единой
спасительной связи! Оторванность от Высшего Мира поставила нашу планету на
краю гибели. Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к
пониманию основ Бытия и величия назначения человека. Вероятно, Вы помните, как Шюре в своей книге «Великие
Посвященные» из героя Рамаяны, чистейшего индуса Рамы из страны Айодхья,
пытается сделать кельта и друида. Тот же автор и еврея Моисея переодевает в
египтянина! Шюре нужно читать с разбором. С последней почтой получила запросы и критику на
статью «Солнечный Путь». Критик обращает мое внимание на расхождение этой
статьи с Учением «Живой Этики», на то, что многие места в этой статье совпадают
с проповедями Кришнамурти, отрицающего Иерархию, и также указывает на «чуть ли
не точное повторение слов штейнерьянцев...» Придется ответить и посоветовать
молодому критику научиться читать сердцем и умом, а не только глазами, если он
хочет обрести истинное знание. Досталось от него и Вивекананде. Очень смутило
критика наставление о приобретении богатства, тогда как книги «Живой Этики»
порицают стремление к личному приобретению. Но критик упустил из виду, что,
говоря о долге гражданина, Вивекананда указывает на приобретение сначала
знания, а потом богатства. В этом потом весь смысл. При знании, как
понимает его индус, богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным
целям, но общему благу. Так люди читают мертвую букву, не вдумываясь в смысл
написанного. __________ Почему думаете Вы, что я буду против помещения
биографии В.И.Крыжановской? Насчет святости, конечно, у меня свой критерий, но,
несомненно, она достойна уважения, ибо, как Вы справедливо пишете, книги ее
принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия «Маги» несравненно
талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших
романистов на оккультные темы. __________ Радуюсь, что Вы убедились в низком качестве некоторых
медиумов. Могу подтвердить правильность сведений г. Л. Обычно другим запрещают
то, в чем сами особенно заинтересованы. Ведь сейчас невероятно развито всякое
колдовство и дешевый спиритуализм. Потому так важно распространение книг «Жив.
Эт.», указывающих на вред таких действий. В одном из Ваших писем Вы писали мне про одного
ученого, занятого исследованием передачи мысли на расстояние. Такие
исследования более чем своевременны. Я советовала бы Вам ознакомиться с ними и,
если они заслуживают того, поместить в Вашем сборнике. Сейчас этот вопрос
занимает многие передовые умы. В Америке, в Дьюк Университете, проф. Рейн уже в
течение 30 лет производит подобные опыты со своими студентами и достиг
замечательных результатов. Недавно он выпустил книгу своих опытов и наблюдений,
мы выписали ее. Прочтем и, если найдем нечто интересное, поделимся с Вами. Вы писали, что упомянутый Вами ученый подходит к этому
опыту лишь с чисто материально-научной стороны, я не ставила бы этого в минус
ему. Взяла бы результаты его опыта так, как он их дает, затем можно было бы
ввести в подобные опыты и наличность духовного фактора, осознания психической
энергии, и сопоставить результаты обоих методов. Такое сопоставление может быть
поучительным. Конечно, в подобном опыте следовало бы выключить в особую группу
определенных медиумов, что вовсе не так легко, ибо часто медиумистические
способности находятся в скрытом состоянии и выявляются лишь при повторных
толчках. Между прочим, опыты проф. Рейна установили интереснейший факт, что
медиумы являются далеко не лучшими приемниками при передаче мысли на
расстояние. Именно, теперь черед науки возвестить новое понимание
духа. Современная церковь отвратила нас от Высшего Мира, современная наука приблизит
нас к нему. Привожу § из книги «Живой Этики»: «Вы знаете многие опыты чтения мыслей. Расскажите их
западным людям, они не имеют понятия, насколько это психологическое свойство
присуще Востоку, по невежеству называют даже суеверием. Между тем, если мысль
является органическим созданием, то она может быть обнаружена. Даже скудные
физические приборы могут улавливать напряжение мысли. Даже термометр и
электрические приборы реагируют на возникновение мысли. Мысль даже изменяет
температуру тела, настолько психический аппарат доминирует над физическим.
Вернее психический аппарат называть частью физического. Существует прибор,
записывающий течение мыслей, также оно отображается на излучении (ауре) и
сравнительным методом может быть деталировано. Мало еще попыток связать
механику с психикой. Между тем, вы знаете, как научное отношение к психике
облегчает и преображает все существование. Необходимо обратить неотложное
внимание на возможности психического аппарата». __________ Нам пишут из Харбина, что там было запрещено
чествовать память Льва Толстого. Куда идти дальше! Средневековье, да и только! В посланной Вам книжечке «Оккультная Анатомия
Человека» приведено несколько интересных замечаний о крови. Научно установлено,
что кровь каждого человека вполне индивидуальна. Кристаллы ее имеют
геометрическое строение, которое разнится у каждого. Как говорит Мэнли Холл –
«история души человека записана в его крови, положение, занимаемое им в
эволюции, его надежды, страхи и т. д., все это зарегистрировано на эфирных
формах в потоке его крови». Анализ крови также даст гораздо более точную
систему для установления преступлений, нежели все ныне существующие методы.
Интересно отметить, что коэффициент крови некоторых народностей, по имеющейся уже
показной таблице, почти одинаков. Тогда как составы крови других народов резко
разнятся между собою, к примеру по той же таблице, – кровь русских и кровь
англичан. __________ Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых
птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось
с определенной целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное
значение. Так убийство священной птицы ибис каралось в Египте смертью. Но мы
знаем, что Нил был полон крокодилами и долины Египта изобиловали ядовитыми
змеями, уносившими тысячи жертв, и, именно, только птица ибис убивала этих змей
и уничтожала крокодиловые яйца, тем предотвращая чрезмерное размножение этих
чудовищ. Также и обожествление коровы в Индии, и запрещение
убивать ее было вызвано необходимостью охранить это полезнейшее животное от
истребления. Известно, что в древнейшие времена подобного обожествления не
существовало, и население Индии питалось мясом этих животных. И кошка в Египте была весьма полезна против нашествия
крыс и мышей. Кроме того, кошка обладает большим запасом животного магнетизма и
могла служить при низших вызываниях. Ведь и в Египте было немало чернокнижия.
Борьба между белой и черной магией началась с незапамятных времен. Эти два
противоположных стана вполне определились уже в Атлантиде. Вы знаете, что в книгах «Живой Этики» имеется параграф
о священных животных. Именно указано, что так называемые священные животные
были не божествами, но естественными следствиями в силу местных условий. И
теперь люди часто говорят о священной обязанности, полагая при этом не
религиозные обряды, но полезное нравственное действие. Условия древности часто
требовали особого внимания к известным животным или деревьям и растениям.
Священное означало неприкосновенность. Так охранялось нечто необходимое,
редкое. «И ту же охрану современные люди называют
заповедниками, потому следует очень бережно относиться к понятиям неясным. Так
много примешано к области религии, что за дальностью времен поверхностные
наблюдатели совершенно не могут распознать основу от наслоений. Храм и сейчас
является сборным местом, где наряду с обрядами совершается купля и продажа и
судятся местные дела. Такое нагромождение происходит и посейчас, потому не
будем чрезмерно суровы к животным и прочим забытым символам древности». – К
этим строкам, как видите, нечего добавить. «Могут ли высокие духи болеть и даже подвергаться
заразе?» Конечно да, если по условиям своего задания они должны находиться в
постоянном общении с людьми. Ведь высокий дух постоянно отдает часть своих сил
окружающим и приходящим к нему, и, как бы ни был велик запас его психической
энергии, все же при чрезмерной щедрости запас этот может, временно, истощиться.
И вот такие минуты истощения полны опасности, ибо заградительная сеть ауры, не
получая излучений, идущих из запаса, питающего наши центры, нарушается, и
микробы заразы могут проникнуть в наиболее слабое место. Вот почему в книгах
«Живой Этики» так настойчиво указывается на хранение заградительной сети. Ученик,
достигший известной ступени духовного развития, не может долго оставаться в
отравленной атмосфере городов и должен удаляться в природу для накопления праны
и вести более или менее уединенную жизнь. Христос, Будда и другие великие
Подвижники часто удалялись в пустыню и не оставались долго в одном месте. В
Евангелии от Марка, гл. 5–25-34, указано, как Христос, очищая и исцеляя
больных, ощущал затрату силы. Когда страдающая женщина прикоснулась к одежде
Его – «Иисус почувствовал сам в Себе, что вышла из Него сила...» Так и современный подвижник Индии Бхагаван Рамакришна,
оставаясь, во все время своего учительства, в постоянном окружении людей и
принимая прикосновения от всех приходивших к нему, часто зараженных
злокачественными болезнями, выдавал силы свои вне всякой соизмеримости,
следствием чего была горловая болезнь, нечто вроде рака, которая и унесла его.
Интересно отметить, что, именно, эта болезнь породила соблазн в некоторых
слабых умах и они усомнились в его духовной высоте. Ведь невежество полагает,
что высокий дух при всех условиях защищен от заболеваний и опасностей. Но мы
знаем, что камень, сброшенный с утеса Девадаттою на проходившего Будду, если и
не убил его, то все же повредил Ему палец ноги. Есть указания и на то, что
Владыка Будда испытывал часто сильные боли в спине. Также и в «Письмах Махатм»
можно найти упоминание, как Учитель К. Х., при основании Теософ. Общ. в Индии,
после прикасания к аурам людей должен был удалиться на несколько недель в
полное уединение. Так каждый план существования подчинен своим законам, и
нарушение их приносит соответственные следствия. __________ Теперь об огнях Св. Эльма. Огни Св. Эльма есть
свечение, сопровождающее разряды атмосферного электричества; обычно оно
появляется во время грозы, в виде огоньков на остроконечных предметах,
например, на колокольнях, на мачтах кораблей и т. д. Огоньки эти сопровождаются
звуком как бы потрескивания или шипения. Моряки средиземного моря избрали Св.
Эльма своим патроном и принимают эти огоньки как видимый знак его защиты. Огни
Св. Эльма хотя и имеют общую основу космического электричества с явлениями так
называемого неопаляющего огня, но качество последнего совершенно иного
значения... Имеется достаточно
свидетельств о таком неопаляющем огне, могу привести рассказ одного очевидца. В
1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже; в беседах на разные духовные
темы он поведал нам, между прочим, о своем посещении знаменитого отшельника
Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог восточного
Тибета. По местным преданиям отшельник этот появился в этой пещере еще на
памяти прадедов нынешних жителей, и с тех пор внешность его не изменилась. Как
и все отшельники этого типа, он никогда не носит никакого одеяния, волосы
покрывают его плащом до самой земли. Кожа у него темная, говорят, что он не
тибетец, хотя и знает все местные наречия. Пещера, в которой он живет, состоит
из нескольких помещений, в последнем стоит сухое дерево и пол устлан как бы
мягкой золой. Местные жители свидетельствуют, что вокруг его пещеры, даже в
самые сильные снежные заносы, не бывает снега. Также они утверждают, что он
неоднократно спасал их селение от эпидемий. Несомненно, отшельник этот обладает
многими сиддхами, живет в суровом одиночестве, допуская к себе немногих
избранных. Лама Карма-Дордже, присутствуя при его беседе с
пришедшими, отметил следующую интересную подробность. Прежде чем дать ответ на
заданный вопрос, Кшетрапа полушепотом запрашивает как бы невидимо
присутствующие Высшие Силы и затем передает их ответ. Сидя у себя в пещере, он
мог вызвать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причем огонь сначала стелился
по земле, а затем сосредоточивался на сухом дереве, стоящем в глубине пещеры.
Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но
ощущал лишь приятную теплоту. Во время беседы с отшельником лама сказал ему, что он
страдает от мучительных головных болей и попросил дать ему один волос его как
охраняющий талисман. На что Кшетрапа как бы возмутился и, схватив палку, сильно
ударил его по голове. Силою этого удара лама был выброшен из пещеры и скатился
под гору. Придя в себя, к своему удивлению он не обнаружил ни малейшей ссадины
или следа от удара. После такого необычного лечения, головные боли совершенно
прекратились. Об этом же самом отшельнике пишет в своей книге,
изданной в 1933 г., посетивший эти места европейский путешественник Арнольд
Хейм. Посетила его и известная путешественница по Тибету г-жа Дэвид Ниль, но
отшельник не допустил ее до себя. Показавшись у входа пещеры, он сурово
пригрозил ей своею дубинкою. Конечно, посетивший нас лама является исключением
среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас, лама однажды утром
пришел попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в
горах Тибета около священной горы Кайлас, призывает его, он слышал его зов.
Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, он
не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять
лет, по истечении этого срока он выйдет учить. По завету своего учителя, Карма-Дордже никогда, даже
при самых долгих переходах, не имеет при себе больше двух фунтов пищи и двух
рупий деньгами. Много замечательных видений было у него во время его пребывания
у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто
знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычайно. Прилагаю Вам и еще газетную вырезку об одном факире,
остававшемся без пищи и замурованном 42 дня. Лично мне такие достижения не по
душе. Сейчас нужны решительные человеческие действия на земном плане, а не
отрыв и уход в небесные сферы. Это своего рода дезертиры из стана светлого
воинства Армагеддона. Неужели Вы ничего не слышали о Софии Ковалевской,
гениальной математичке, нашей русской гордости? Уже давно я читала ее
автобиографию на франц. языке, охватывающую лишь ее детство и отрочество.
Последующий период ее краткой жизни описан был ее большим другом, известной
шведской писательницей. Конечно, по давно заведенному у нас, русских, обычаю,
ее гениальные математические способности должны были быть оценены сначала
заграницей; и только после всех ее совершенно исключительных заграничных
триумфов, перед самой смертью, а может быть, как это чаще бывает, и после
смерти, она удостоилась избрания в члены СПБ. Академии Наук!! Так наша родина,
в деле распознавания своих незаменимых ценностей, упорно продолжает на
протяжении столетий уподобляться... Но грядущая эпоха сумеет охранить носителей
истинных ценностей. Привожу Вам краткую заметку о Ковалевской из Брит.
Энциклопедии. София Ковалевская (1850–1891), русская, великая математичка,
родилась в Москве 15-го Янв. в 1850 году. В 1868 году она вышла замуж за
молодого студента Владимира Ковалевского, после чего вместе с мужем уехала в
Германию продолжать свои занятия по математике. В 1869 году она изучала свой
предмет в Гейдельберге, под руководством Фон-Гельмгольца, Кирхова,
Кенигсбергера и П. Дю Боа-Реймонд, а с 1871–1874 г. занималась частно с Карлом
Вейерштрассе в Берлине, ибо женщинам не был открыт доступ в Университеты. В
1874 году Университет в Гёттингене удостоил ее звания доктора «in absentia» за
три присланные ею диссертации, из которых одна, касающаяся теории «частичных
дифференциальных уравнений», является одной из ее наиболее замечательных работ. После своих лекций в Стокгольмском Университете,
Ковалевская в 1884 году была назначена там профессором, по настоянию Густава
Миттаглеффлера, также ученика Вейерштрассе. Она оставалась на этом посту до
самой смерти. В 1888 году она достигла вершины своей славы. Французская
Академия присудила ей Приз Борден на конкурсе, в котором принимали участие все
светила математики. Задание, предложенное конкурсу, было – «усовершенствовать в
одной важной точке теорию движения плотного тела вокруг неподвижной точки».
Задание это предлагалось уже раньше, в течение шести лет, Берлинской Академией,
но безуспешно. Решение Ковалевской было настолько блестяще, что сумма Приза
была удвоена, чтобы подчеркнуть эту необычную заслугу перед наукою. К
сожалению, Ковалевская умерла 10 Февраля в 1891 году, когда она достигла
вершины своей известности и получила признание даже в своей стране, она
была избрана в члены С. Петерб. Академии Наук. – Обратите внимание на это даже. Вы спрашиваете – как решала Ковалевская задачи?
Конечно, с помощью огненной мощи. В своей автобиографии она говорит, что в
детстве решения самых сложных задач иногда вставали в ее мозгу мгновенно, также
иногда она видела цифры и формулы как бы начертанными перед нею. Конечно, она
много трудилась, как видно это из ее биографии, но также несомненно, что, в ее
случае, касание огненного луча, который будил ее «чашу» и вызывал забытое, было
явлением не редким. Теперь сообщу Вам случай из моей личной жизни. В дни
моей ранней юности я занималась музыкой, на что у меня были особые способности.
Однажды мне предстоял публичный экзамен, и я должна была исполнить несколько
музыкальных произведений, в том числе прелюдию и фугу Баха. Но семейные
обстоятельства так сложились, что я не смогла разучить самое трудное, именно,
фугу Баха. Оставался всего один день до экзамена. В отчаянии я села за рояль,
зная отлично, что в один день разучить и выучить наизусть Баха немыслимо, но
все же решила сделать все, что в моих силах. Проиграв несколько раз по нотам, я
решила испробовать, насколько я могла запомнить, и тут свершилось чудо – вся
фуга встала четко передо мною, и мои пальцы как бы сами заходили по клавишам, и
от начала до конца, без единой ошибки, и с необычайным воодушевлением я
проиграла и прелюдию, и фугу. Но помимо необычайности такого мгновенного
заучивания, когда я исполняла эту фугу на экзамене перед целым конклавом
профессоров, я снова исполнилась особого вдохновения и удостоилась
восторженного приветствия со стороны профессоров. Этот случай тоже был
проявлением огненного луча. Луч коснулся «чаши», и вспомнилось давно знакомое. Теперь вернемся к Ковалевской. Она была не только
гениальной математичкой, но и прекрасной писательницей. Насколько припоминаю
сейчас, ее автобиография написана замечательно. Также роман «Нигилистка Вера
Воронцова» и «Сестры Раевские», неоконченное произведение «Voc Victis»
свидетельствуют о ее большом литературном даровании. Отец ее, артил. генерал
Корвин-Круковской, был довольно зажиточным калужским помещиком. У Ковалевской
была еще старшая сестра и младший брат. Сестра, по-видимому, очень красивая,
тоже была талантливой писательницей. Достоевский часто навещал их семью и
восторгался литературным талантом ее старшей сестры. Сам он был предметом
детского обожания со стороны Сони, но, увы, любовь его принадлежала ее старшей
сестре, не разделявшей этих чувств. Трогательно описаны в ее автобиографии
страдание и ревность детского сердца. Сама она в жизни была несчастлива.
Замужество ее с Ковалевским было номинальным, только для того, чтобы приобрести
некоторую свободу и иметь возможность поехать за границу учиться. Но кончилось
оно драматично. __________ На другие Ваши вопросы отвечу немного позднее, Битва
Сил Света с тьмою разрастается и принимает ужасающие размеры. Трудно установить даже среднюю продолжительность
пребывания в тонком мире между воплощениями человека среднего культурного
развития... ибо циклы эволюции следуют в ускоряющей прогрессии, потому если в
предыдущей расе и в начале нашей пятой промежутки времени между воплощениями
были велики, то сейчас они сильно сократились, и можно уже говорить не о
сотнях, но о десятках и даже годах. Также за последние столетия среди учеников
Великих Учителей можно наблюдать очень скорые воплощения, вследствие особых
причин; ведь сознание человечества нуждается в спешных сдвигах. Потому
следовало бы указать еще сильнее на необычайное грозное время, переживаемое
нами, на приближение огненных энергий к земным сферам для очищения нашей
планеты от окружающей ее тяжкой атмосферы, порожденной человеческими
преступлениями. Можно указать, что именно это приближение огненных энергий
позволит новое сближение миров, и люди явятся свидетелями многих необычных
феноменов в природе. В связи с этим сближением, ускорятся и перевоплощения, и
все чаще будут появляться дети, помнящие свое прошлое, которое легко можно
будет проверить, ибо свидетели этой жизни будут еще живы. Также участятся
появления детей-феноменов, да и наука обогатится новыми замечательными
открытиями. Именно перемена пространственных лучей даст обновление сознания и
позволит новые сближения между мирами. Истинно, Новый Мир грядет в доспехе
новых лучей. Если Вы не опасаетесь нападок, то упомяните об
Армагеддоне. Совершенно необходимо, чтобы сознание людей прониклось
серьезностью и опасностью времени. Ведь большинство отрицают даже возможность
самой Битвы. В таком невежестве много вреда. Именно, можно пожалеть, что так мало тех, кто уясняют
себе грозность переживаемого момента, ибо истинно ужасна Битва между мирами
Света и тьмы. 1) Нельзя утверждать, что «астральный свет слабее
солнечного света», ибо не может быть сравнения между ними. Земной, солнечный
свет резок и груб, но сияние астрального света в высших слоях, конечно,
превышает наше земное представление о свете. Приведу Вам параграфы из «Мира
Огненного»: «Свет Тонкого Мира не имеет отношения к земному
пониманию солнечного света. В низких слоях затемненные сознания творят потемки,
но чем выше сознание и мысль, тем светлее нерукотворное сияние. Именно, жители
тонкого Мира видят и Землю, и светила, но земные света претворяются сознанием
иначе. Также и мысли тонкого мира, хотя и основаны на той же энергии, но
процесс их своеобразен. Закон равновесия нормирует мыслительные эксцессы». Мысли нечеткие, кроме дрожащих очертаний, ничего не
дадут. Во всем нужна ясность, сила и оживотворение огнем. __________ 2) На все есть свои законы и условия. Так, когда на
Землю на помощь человечеству пришли высокие Существа с других высших планет, то
этому способствовали и космические условия. Один из этих Высоких Духов вернулся
на свою планету, чтобы установить с земной Твердыней Братства обмен сообщений и
найти условия для возможности мысленных сообщений и посылок новых элементов, не
встречаемых в атмосфере нашей планеты, но способствующих разряжению скопившейся
тьмы. Все подобные возможности даются упорными опытами, изысканиями и
сотрудничеством Величайших Духов на обеих планетах. Истинно беспредельны
возможности и нахождения! Конечно, Планетарные Духи нашей солнечной системы
действуют в полном согласии, ибо Они все вместе творят Волю Космического
Магнита и находятся в общении между собою, но для каждой возможности нужна
наличность определенных космических условий. Несомненно, что, ввиду особых
планетных сочетаний или космических сроков, некоторые условия сношений
облегчены. Так, при таком приближении огненных энергий к Земле возможно и
привлечение Высоких Посетителей из Высших сфер нашей планетной цепи к сферам,
близким к Земле. Армагеддон требует участия в Битве всех сил миров невидимых.
Величайшие Духи сообщаются между собою и действуют в полном сотрудничестве, не
нуждаясь для этого в нахождении в определенном месте. Теперь о Иегове. Иегова не всегда обозначает
планетного Духа Сатурна. Все подобные символы имеют много значений, и часто
одно наименование покрывало целый ряд понятий или заместителей. Эзотерически
Иегова означает Элохим. Также верно, что еврейский народ зародился под лучами
светила Сатурна, пока что больше доверить бумаге не могу. __________ Битва очень грозна, и предательства многочисленны и
многообразны. Все предательства только подтверждают вечный закон тесного
выявления двух начал. Где высший свет, там и высшая мера тьмы. Сказано: «Вы
обращаете внимание на мировое смятение, но это лишь начало. Все темные тянутся
к темному, но загораются все, кто содержит искру Света. Великое Время!» В Учении Жизни сказано – «Победа может стать очевидной
через некоторое время, но нужно принять все фазы Битвы. Не забудем, что на
Нашей стороне собираются лучшие Силы. Так можно приблизиться к следующей
ступени. Сами служители тьмы постараются упрочить успех. Надо понять, насколько
подошел срок, чтобы не отложить новые возможности. Не может быть
противодействия Силам Света. Если силы тьмы сами принимают на себя черную
работу, пусть выполняют ее. Уже затронуты самые большие имена и понятия. Может
все идти, лишь расширяясь. Конечно, битва ужасна, конечно, с каждым днем
призываются Новые Силы, Невидимые. От таких приближений к земной сфере могут
происходить самые неожиданные напряжения. Примем Битву силою всех участников
Наших. Единение будет непобедимым знаменем. Кто же поймет Наше напряжение? Кто
же не примет во внимание размера поля сражения? Объединенные ашрамы, крепости
духа, нужны как никогда. Происходящее в одной стране... имеет два имени –
крестовый поход для одной стороны и сатанинская злоба для другой. Ошибается кто
думает, что это случайность. Учение никогда не входило в мир без борьбы. Так
пусть оно войдет, как всегда, иначе люди его забудут. Но представьте себе
размер борьбы, в которой участвуют все планеты». Так со всем мужеством и торжественностью примем
участие в битве Света с тьмою. Когда связь с Иерархией Света крепка, то все
обернется на пользу. И для возведения в новую степень, необходимо принятие боя
и преодоление трудностей. Испитие чаши яда на последних ступенях неизбежно, и
предательство должно оттенить путь Света. Так примем и это посвящение. Мы знаем, что «предательство должно разлагаться
медленно». По некоторым обстоятельствам это, конечно, мудрейшее решение. Жизнь
так сложна! Обычно люди строят свои суждения лишь на известных им очевидностях
и обстоятельствах и совершенно не учитывают целый ряд важнейших факторов,
осложняющих или разрешающих течение того или иного дела или события. Но сознание
Великих Учителей, пребывающее на трех планах, или мирах, видит как зарождение
причин, так и следствия их. Потому мы в полном доверии к высшей мудрости можем
спокойно наблюдать за различными фазами всего происходящего. Также знаем, что
опасность для многих и многого является спасением. Может быть, в отношении
некоторых событий можно даже сказать, чем опаснее, тем лучше. Опасность поможет
многое изжить скорейшим путем. Но будем помнить о знаках благоденствия над
нашей страной и не устрашимся. Многие наблюдатели могут сильно ошибиться в
своих расчетах или, как говорят, сделать ставку не на ту лошадь. Будем на той стороне, над которой простерт щит Света,
и не ошибемся. <Оглавление> <далее> |
на главную |
|