Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 2, фрагмент 14)

29.04.38

Буду очень просить Вас проверять и испытывать сознание приблизившихся к Учению Живой Этики на вмещении противоположений. Обычно такое вмещение особенно трудно усваивается. На пути многих оно является непреоборимым камнем преткновения. Владыка Будда, прежде всего, настаивал на таком вмещении и, если замечал, что ученик не мог осилить эту основу, на которой держится все построение, как космическое, так и жизненное, повседневное, Он не допускал такого ученика к дальнейшему познанию. Люди малого сознания никак не могут понять, что всю свою жизнь они только и делают, что более или менее удачно для себя или благотворно на общее благо приспосабливаются к вмещению противоположений, и, если Вы укажете им на это, будут яростно отрицать и возмущаться. Вмещение пар противоположений в их сознании принимает личину лицемерия, и они даже в Учении находят противоречия и, в лучшем случае, непоследовательность. Они читают Учение мертвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении. Сложный рисунок жизни не вмещается и ускользает от ограниченного сознания.

Мало кто понимает, что целесообразность, вытекающая, как следствие, из противоположений, главенствует во всей Вселенной. Есть и такие, которые видят в проведении целесообразности даже аналогию иезуитской формулы – цель оправдывает средства. Такие сознания самые опасные, и часто они почти безнадежны. Они не могут понять, что во всем и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения. Немало и таких, которые, услыша завет о ненасилии, в мертвенном и однобоком понимании его допустят вторжение хаоса и тем станут погубителями множества жизней. Интересно проверить, как понимается утверждение – «джины строят храмы»? Также никто не подумает, что Самые Высокие Учения, которыми держится еще равновесие мира, были причинами наибольшего пролития крови. Самое высокое в невежественных и злобных руках становится орудием жестокого преследования и насилия.

Хорошо было бы подготавливать беседы о вмещении и применении целесообразности. Сначала, может быть, поодиночке, только с достаточно продвинутыми сознаниями, а затем постепенно можно расширить число участников. Пусть участники таких собеседований сами приводят примеры из самых разнообразных случаев в жизни, чтобы показать, насколько они понимают приложение руководящего закона целесообразности, который можно также назвать законом великого уравновесия.

 

07.05.38

Прекрасно, что Вы проявляете большое распознавание при приеме вновь приближающихся. Нас не радует количество, но лишь качество. Все члены должны, во-первых, во-вторых и в-третьих, совершенствоваться в качествах, указанных в книгах «Живой Этики». Ведь это должно быть самой главной и неотложной целью каждого приблизившегося. И задание это так грандиозно, что потребуется не одна жизнь, чтобы приобрести хотя бы несколько из них. И одним из самых первых и основных качеств будет умение хранить доверенное. Если такое умение налицо, оно уже будет свидетельствовать о немалых прошлых накоплениях.

Все впервые приходящие должны вполне отдать себе отчет, что приближение к Силам Света опасно, если оно совершается лишь из любопытства и легкомыслия или же тщеславия. Ответственность прикоснувшихся к Свету велика и уйти от нее некуда. Потому следует понять, что мы сами должны решить, можем ли мы подняться духом или же есть опасность для нас, что по слабости духовной мы отступим и тем сами осудим себя. Зачем пополнять собою легион Иуды, он и без того разросся до чудовищных размеров.

Ужасно падение человеческого достоинства в мире! Но таков конец Кали Юги. Лишь редчайшие единицы могут подняться над планом нашей видимой действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, и людьми. Большое знание не прощается и всегда вызывает злобный антагонизм толп и средняков. Потому Великие Учителя во всех веках заповедали говорить по сознанию слушателей. Отступление от этого мудрого завета всегда кончалось гибелью многих светлых начинаний и человеческих жизней. В книгах «Живой Этики» сказано: «Йогу все можно и в то же время все нельзя». Многие ли поняли весь глубокий смысл этого речения?

Также в «Агни Йоге» (§ 50) сказано: «Когда же люди поймут значение мысли и слова? Все-таки для людей просыпать мешок малоценных зерен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберет зерна, но даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова...»

И в «Общине» § 127 дано предупреждение: «Для вечерних собраний очень остроумно отметить необычный состав речи или очень странное выражение, но подумайте, не висит ли на каждой букве этого выражения множество жизней?..» Именно, кто может сказать, сколько раз необдуманное слово явилось причиной гибели человека и даже многих? При этом гибель надо понимать не только в физическом, но и в духовном смысле.

Вероятно, Вы замечали, что на первых ступенях ученичества все как бы обуяны манией учительства, и такие «учителя», сами не усвоив основательно ни одной книги Учения, начинают бросать в пространство искаженно понятые ими формулы и тем причиняют смущение умов и создают лишь новых врагов себе и Учению.

Именно, всем таким желающим похвалиться своим большим знанием следует напомнить слова Учения: «Только недоучки пытаются разложить на окнах сухие веточки напыщенности, но чей дом наполнен знанием, тот не боится отрезать ломоть мысли». Именно, знающий разберется, когда и где, и что может он поведать. Руководящим началом для него будет завет – говорить по сознанию слушателя.

Сердце мое доверяет сердцу Вашему, и знает оно, что Вы найдете самые нужные слова и для омраченного сознания, и для всех нуждающихся в своевременном сердечном напоминании о великой бережности. Пусть сердце каждого почует то несказуемое напряжение, в котором находится Иерархия Света, сдерживая натиск хаоса, вызываемый силами тьмы. Упоминаемый кровавый пот этих самоотверженных Дозорных не есть метафора или гипербола, но суровая действительность. Потому приложим все уменье наше, чтобы не отяжелить непомерно Ношу Того, Кто стоит на несменном Дозоре.

Именно, сердце болит, когда сознаешь, сколько непоправимого вреда наносится руками тех, кому столько было оказано тепла душевного и заботы видимой и невидимой. Сколь отяжеляется вековая работа Великой Иерархии, ибо никто из земных обитателей не может и не хочет представить себе гигантских размеров бушующего Армагеддона! Истинно, миры видимые и невидимые принимают участие в этой космической битве. Но невежды кощунствуют и глумятся над великими Понятиями, которые могли бы послужить им прочным якорем среди разбушевавшихся грозных стихий. Человечество подобно кораблю в бурю, кормчий и экипаж которого впал в безумие.

В заключение хочу привести Вам еще один параграф из новой книги: «Вы знаете, насколько трудно достижима гармония сознаний. Мы не говорим об уравнении сознаний, ибо по щедрости Вселенной равенства не существует. Но и при неповторяемости все же требуется гармония всех частей. Тем труднее вообразить, какими сложными путями можно способствовать равнению сознаний. Один человек уже всходит к вершине, но другой еще не приблизился к подножию, не имеют они общего мышления. Если дадите им одинаковые познания, то для одного они будут недостаточны, но для другого они переполнят его мышление и внесут смущение до предательства. Учитель много раз должен примерить, что, именно, может вместиться без вреда. Лучше не досказать, нежели переполнить и довести до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии. Так можно видеть, как Учитель иногда спешит, но другой раз удерживает. Нужно понять, что Учитель в это время наблюдает целую процессию путников и равняет их шаг».

«Не следует забывать, что многое творится, чего человек не может увидеть от своего пути. Также не следует изумляться, когда Учитель намечает вехи на дальнее расстояние. Учитель указывает на различные вехи, которые от земного плана кажутся иногда незначительными, но они могут быть символами великого значения. Также нельзя удивляться, почему такие вехи могут быть даны на большие сроки? Не забудем, что в тонком мире вопроса времени не существует и знаки могут вспыхивать по мере их значения, но не по-земному. Мыслитель говорил: “кто может знать меры, существующие в пространстве? Мы можем внимать, но не следует прилагать мерки карликовые к великанам”».

Итак, окружимся зоркостью и мудро определим размеры сознаний подходящих к нам и не переполним их. Пусть не внесут смущения, которое может явиться разрушительным для многого. Будем постоянно иметь в виду близость ушей и потому не будем повторять то, что жадно подхватывается, по-своему перетолковывается и доносится во вражеский стан. Это Совет. Также слишком частые упоминания космических потрясений нежелательны. Ничто так не озлобляет малые сознания, как предвидение и предупреждение о возможности какого-то для них неблагополучия. Все малодушные ждут немедленного облегчения всех тяжестей земных, а в дальнейшем наступления, именно, для них и непременно в их понимании, Золотого Века. Потому не следует смущать и возбуждать в таких сознаниях опасение и страх, которые часто в конечном итоге порождают предательство.

Пусть все больше думают о самоусовершенствовании и о помощи ближнему по мере сил и способностей. В этом все великое задание человека, весь смысл Бытия.

__________

Ввиду тяжких времен следует говорить о необходимости радости и о страшном вреде всякого уныния. Потому привожу Вам Беседу, полезную для всей группы.

«Даже в трудные дни вы знаете, что сила проистекает из радости. Давно говорил, что “радость есть особая мудрость”. Именно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидать радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно кто-то и никогда не сказал людям о вреде уныния».

«Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможности. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния самые жалкие двуногие».

«Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка – все предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдет напряжение, которое откроет еще одни врата.

Кто дал людям право воображать, что они навсегда обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой, даже в час гонения, знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают простую истину, что все находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда. В Нашей долгой жизни Мы можем подтвердить, что радость незабываема и служит притоком мощи. Счастливы те, кто и в тонком мире может утверждать радость. Когда Мы говорим – “радость спешит”, она, действительно, приближается. Но часто люди не желают ее замечать, ибо связали себя преднамеренной посылкой. Так радость может оставаться позади без желанного следствия. Осмотритесь широко и соберите все пламена радости».

Прилагаю ответы на Ваши вопросы:

Металлизацию растений следует применять с большой осторожностью. Именно нужны специальные знания и возможности лабораторных исследований. Вы, вероятно, слышали, как некоторые химические обезвредители овощей и фруктов, широко допущенные для пользования ими американскими фермерами, причинили немало страдания среди населения. Многие жители Америки стали разводить свои собственные огороды, опасаясь таких химически обезвреженных продуктов. Так металлизация или применение растворов для поливки растений, скажем, железа, должна производиться со всем знанием и осторожностью.

2) Конечно, некоторые, уже испытанные, прививки против заразных заболеваний, например оспы, допускаются, а в некоторых местностях, где оспа особенно свирепствует, прививки эти пока являются единственным способом борьбы с этой заразой. Другие прививки еще мало исследованы, и, конечно, они могут быть опасны. Но когда имеется хороший запас психической энергии, никакая зараза не страшна. Но часто ли мы встречаем таких людей? Кристалл психической энергии даст иммунитет от всех заболеваний и явится истинным жизненным эликсиром. Потому пусть ученые и врачи направят все свое внимание на изучение и исследование психической энергии.

3) При определенных случаях или заболеваниях, конечно, врач вправе применять наркотики. Наркотики вредны людям с открытыми центрами и именно тогда, когда какой-либо центр находится в состоянии воспламенения. Но, к сожалению, врачи в подавляющем большинстве ничего не слышали о таких воспламенениях, потому много вреда будет еще наноситься неправильными диагнозами. Можно бы им сказать: «люди привыкли вооружаться против известных бичей, но сейчас не чума и холера страшны, даже не рак или менингит, но образуются новые виды так называемой невралгии, которая может обратиться в целую эпидемию. Можно назвать эти болезни страданиями психической энергии, при этом могут происходить явления инфекции. Но врачи еще долго не обратят внимания на новые формы заболевания. Можно назвать их огненной лихорадкой, но не в названии дело, гораздо важнее понять причину. Не будем успокаивать себя, что смена расы неизбежно приносит многие смятения. Каждый, задумавшийся над психической энергией, поймет, что она должна быть соблюдена в чистоте. Можно понять, что загрязненная энергия даст и ужасные пространственные проявления... Никто не имеет права грязнить поток космический, он умножит страдания многих, и прежде всего и свои...»

Потому будем ценить тех врачей, которые обладают хорошим запасом психической энергии и опыт которых научил, что лучший целитель тот, кто не насилует естественный процесс заболевания, но лишь следит и помогает организму самыми простейшими средствами в его борьбе с болезнью.

Если следить за новейшими достижениями в медицине и науке, то почти каждый год можно найти утверждение о нахождении новых способов излечения упомянутых Вами болезней. Но дело в том, что каждый больной требует индивидуального подхода и метода. Так мы знаем, что в одном случае наружный рак был излечен обильным присыпанием пораженного места содой. В другом помог какой-то неведомый корешок. Также жена нашего служащего была излечена каким-то местным средством от рака на груди уже в довольно запущенном состоянии. Причем интересно, что средство, помогшее ей, она принимала долгое время, находясь в долине, и безрезультатно, но когда переехала к нам в горы, то средство это оказало благотворное следствие. Несомненно, что пребывание на высотах благоприятно действует на больных раком. Может быть, потому, что высота влияет на кровь. Кровь на высотах изменяется и становится гораздо обильнее кровяными шариками и гуще.

Сода является уже предохранителем от рака, но некоторые не могут ее принимать, и я слышала от одного врача, что при катаре желудка сода будто бы нехороша. Здесь имеется средство, которое местные жители принимают при холере как особо сильную дезинфекцию. Это растение на протяжении веков употребляется ими для чистки зубов, может быть, потому у них такие прекрасные зубы. Говорят, что минимальная доза его, две-три капли, разведенные на стакан воды, является уже предохранителем от многих желудочных и кишечных заболеваний и в том числе и рака. Это средство обладает особой проникающей способностью и убивает все кишечные бактерии. Потому оно может служить как профилактика, при полоскании рта после пищи можно проглотить одну-две капли такой воды.

__________

При туберкулезе очень хороши приемы навара цветка и даже листьев Алоэ с молоком и медом. Как ни странно, полезен навар ячменя. Также хороша концентрация солнечных лучей на пораженных местах посредством круглого увелич. стекла, делая им как бы круговой массаж больного места. Можно даже допустить иногда легкий ожог. Но, конечно, все подобные методы могут применяться лишь под наблюдением врача. Невежественное обращение с ними может вызвать нежелательные результаты. В Индии сейчас достигают чудесных исцелений через солнечные ванны, которые принимаются, непременно, при раннем солнце, когда оно только что взошло. Ибо, по всем сокровенным учениям, на восходе лучи солнца особенно мощны целебными свойствами.

Итак, лучшими целителями являются лучи восходящего солнца, чистая горная прана и в особенности чистые мысли и устремление сердца к высоким альтруистическим задачам. Наиболее просвещенные врачи и ученые начинают понемногу уделять внимание мысли и уже производят замечательные опыты, и столь осмеянная Christian Science начинает получать заслуженное внимание.

 

05.07.38

Неправильно предполагать, что «за порогом смерти мы оставляем наши огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь» и «что мы нарождаемся вновь и вновь без этих качеств на земле, чистыми и светлыми, достойными вступить в царство вечное».

Именно, за порогом смерти мы ничего не оставляем из перечисленного Вами багажа, но еще приобретаем. Человек переходит в тонкий мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно, он вполне сохраняет свой характер. «Язвы духа переносятся в мир тонкий, если они не изжиты на Земле». Также разве не сказано – «сеятель здесь, и жнец там», в тонком мире. Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там еще яростнее и наоборот. Также мы нарождаемся далеко не такими ангелочками, как это принято изображать. Часто самые настоящие дьяволенки скрываются под этими с виду невинными младенцами. Каждое Ego при каждом своем новом нарождении сохраняет и приносит с собою весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и, именно, эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно, эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей своей жизни соберет запечатленные им энергии или вибрации в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней. Аура новорожденного белая или бесцветная потому только, что сознание еще не окрасило ее. Но при первом же проблеске сознания аура окрашивается в соответствующий цвет.

Так, истинно, мы приносим с собою свой старый багаж, но не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни, причина этому опять-таки кармическая (карма личная и карма всего человечества), физический инструмент не приспособлен еще к выявлению разнородных накоплений нашей индивидуальности. Также и духовный синтез, в его космическом размахе, выявляется лишь при завершении земного пути. Потому так малочисленны индивиды, обладающие этим высшим даром.

__________

Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что, именно, джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.

Также и другие высокие Духи знали, когда к ним приближался тот или иной предатель. Законы кармы сложны, и часто предатель приближается не по нашей личной карме, но по карме групповой или даже народа. Каждое предательство для предаваемого есть светлое возношение, но ужас бездны для предателя и попустительствующих ему.

Конечно, люди, никогда не слыхавшие о законе кармы, или же люди, знающие о ней, но никогда не вникавшие в сложнейшие переплетения этого закона, захватывающего в свое плетение множества участников и даже целые народы, никогда не поймут, как действует этот непреложный закон. Точно так же не поймут они и утверждения, что джины строят храмы. Не поймут, что именно в силу несовершенства человечества происходит подобный парадокс.

Только обыватель в наивности своей думает, что лишь друзья помогают возносить человека и что там, где Свет, там ничто злое не может приблизиться. Никогда такой обыватель не поднимется до осознания, что лишь антиподы возносят друг друга. Теплые последователи, как аморфная масса, остаются ни при чем, и, именно, они по апокалипсическому речению извергаются из уст... времен.

Трудно обывателю дорасти и до понимания, что лишь препятствиями мы растем.

__________

Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные этапы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей – это несомненно. Ибо гораздо меньшие личности знают это безошибочно своим накопленным чувствознанием. Карма приводит на их путь определенных лиц, с которыми им суждено строить. Моральное состояние человечества делает этот выбор тяжким, трудным. Но сроки некоторых событий подходят, и приходится избирать из малого числа. Кроме того, часто выбор обусловлен и участием других сотрудников. Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало. И такие добрые, но трусливые по природе люди увеличивают собою кадры непротивленцев злу, предоставляя джинам лучшие возможности, они усиливают бедствия и страдания человечества. Но для каждого достижения необходимо мужество, но мужество при совмещении разумной бережности и осторожности.

Также не бывает туманных пророчеств, идущих из Высшего источника. Перечтите в книге «Община» параграфы 24 и 25. Сужденные исполнители пророчеств знают смысл и значение их. Потому не будем думать, что Христос, этот Великий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается полная чаша, и он сам избирает, хочет ли он принять ее всю или только часть ее. По закону антитез – самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижников не примет полную чашу? И в Учении советуется принять всю чашу – и мы не отступим от этого Совета.

Всем поносителям мы скажем словами одного великого Мыслителя: «тот, кто считается со мнением множеств, тот никогда не поднимется над толпою». Не знаю худшей доли, как остаться среди толп! Потому мы спокойно относимся ко всем злотолкователям. Есть люди, которые стремятся к золотым венцам, но другие все устремление свое полагают на достижение венца нерукотворного и потому вечного.

__________

Привожу выдержку из одной беседы: «Именно толпы своими криками вели великого Учителя под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили на казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств. Невозможно представить, какая карма ложилась на множества безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Когда советую воздерживаться от неразумных слов и мыслей, тем самым прошу подумать о будущем. Учитель мог пройти Путь подвига и без рычаний толп, но именно исцеленные Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно назвать многими именами, но все же оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!»

Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает ряды врагов. Потому так важно воздержание от выдачи сокровенного. Истинно, знающий понимает все значение слов и умеет хранить доверенное.

 

12.07.38

Конечно, теперь Вы должны признать, насколько я была права, советуя Вам не разбирать Учения среди явно враждебного элемента. Также Вы можете убедиться, что мое первое письмо остается в полной силе, ибо содержит ответы почти на все вновь поставленные вопросы. Вы пишете, что некто спрашивает – кем и каким образом дается Учение? Ответ на первый вопрос дан в Учении, Автор которого называет себя в нескольких книгах. Ответ на второй тоже дан на многих страницах тех же книг. Все подобные вопросы показывают, как мало вникают вопрошающие в читаемое ими.

Тех же, кто заботится – не вкрались ли искажения в Учение, можно спросить – неужели же у них не являлась мысль, что Учителю так же легко указать на ту или иную вкравшуюся ошибку, как и дать следующую страницу? Ведь ритм Учения продолжает нарастать. К сожалению, ошибки печатника и переписчика неизбежны. Но, насколько возможно, они были исправляемы. Я не знаю ни одной книги, которая не имела бы опечаток, особенно в наше время утраты качества во всем.

Также я достаточно ознакомлена с бездною человеческой природы или сознания и знаю, что никакие уверения никогда никого не убеждали. Лишь личное, внутреннее убеждение, имеющее основание в накоплениях прошлых наших существований, может помочь распознать истину. Потому, конечно, и мои утверждения никогда не будут приняты сомневающимися. Очень прошу Вас утвердиться в том, что мы никого не собираемся ни убеждать, ни разубеждать и всеми силами души восстаем против всякого навязывания книг «Живой Этики» и тем более каких бы то ни было авторитетов. Каждый должен следовать своим путем. Прочувствовать истину Учения и возгореться сердцем навстречу Зову Учителя может лишь тот, кто уже и в прежних своих жизнях приближался к Учению и Великим Учителям. Среди впервые подходящих всегда много шатаний и сомнений. Но там, где сомнение свило себе гнездо, там не возжечь огней сердца. Сомнение есть самый страшный яд. Ничто и ни в какой области не может быть достигнуто при наличии сомнения. Ни одно открытие не могло бы быть сделано, если бы искатель сомневался в правильности своей теории. Изречение – вера двигает горами, имеет глубокий смысл. Человек не замечает, что во всей своей жизни он только и делает, что во что-то верит. Именно, во что верить и как верить, и составляет решение проблемы бытия. Свободная воля или свободный выбор человека слагает его судьбу.

Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и должны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить – Христу ли евангельскому или же Христу позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, одно и то же Ego неоднократно воплощалось в некоторых из Них.

Оповещать же широко иерархическую последовательность Вел. Учителей никогда не разрешалось. Вдумчивый ученик вполне отдает себе отчет во вреде таких оповещений раньше срока в руках сомневающихся и враждебных. Только новички, не понимая, что на конце каждого неосторожного слова может висеть судьба и жизнь многих людей, задают вопросы, ответы на которые в древнейшие времена давались при высших посвящениях. Людское сознание с тех пор мало изменилось и во многом стало, увы, даже грубее.

Вы пишете, что есть люди, которые возмущаются встречающимся в первой книге утверждением – «любите Меня», и считают это каким-то навязыванием. На это отвечу – вероятно, сердца таких людей окаменели, и они не знают, что есть горение сердца, что есть пламенная любовь ученика к Учителю, и какую радость дают эти слова Учителя пылающему сердцу ученика. Ибо этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его и поощряет следовать этим кратчайшим и царственным путем. Тонки струны сердца, и только будучи закалены на огнях его, возженных прикасанием к горнилу жизни, могут они передать нам тайнозвучные мистерии бытия человеческого. Ничто грубое, ничто требующее, сомневающееся, отрицающее и издевающееся не найдет ключа ни к одной тайне бытия высшего. Отсюда такая ненависть иссохших сердец ко всему светлому, радостному, напоенному высшей красотой преданности и любви к Иерархии.

Сожалею, если мое суждение о некоторых книгах больно огорчило хорошего человека, но взять их обратно не могу. Было бы нечестно с моей стороны хвалить то, что я знаю как искажение истины. Также напрасно кто-то утверждает о нашем якобы недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей. Многие теософы в разных странах читают книги Учения и любят их. Существуют многочисленные теософ. группы, которые часто почти исключают друг друга. Но, конечно, прискорбно, что имеются такие лица, которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или же с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? Не имеют ли читатели права требовать хотя бы примитивную честность от критиков?

Но, как сказано, никогда еще ни одно Учение не было поднято друзьями; всегда и во всем помогает ярость врагов. Джины строят храмы. Даже от Христа требовали знамения с неба и обвиняли Его в том, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского». Перечтите Еванг. (от Луки, гл. 11, ст. 1). Замечателен ответ Христа этим казуистам в той же главе. Как ни странно, но нападают на кн. Учения и громче всего заявляют свои протесты именно те, кто не знает их так же, как и свои священные писания.

О тех же, кто из личной обиды на мое суждение о некоторых книгах отказывается читать кн. «Живой Этики», остается пожалеть. Мы никогда не отказываемся прочесть ни одной предложенной нам книги, чтобы как-нибудь не пройти мимо ценной жемчужины. Но распознавание всегда и во всех Учениях полагалось в основу ученичества. Е. П. Бл. особенно настаивала на распознавании, которое заключается в огнях сердца, в чувствознании, этом глазе Дангмы. Итак, еще раз скажу, что все, связанное непосредственно с Е. П. Бл., глубоко почитается нами. Снова остается пожалеть, что, видимо, некоторые иностранные и русские теософы не знают не только полного собрания трудов Е. П. Бл., но не осведомлены и о всей истории теософического движения. Много света пролилось бы, если бы такие книги, как большой том в 900 стр. «Писем Махатм к Синнетту» и такой же том «Писем Е. П. Бл. к Синнетту», стали доступны читателям, не знающим англ. языка.

Что же касается до обвинения меня в том, что я нетерпима к теософ. общ., то это обвинение с больной головы на здоровую. Задолго до появления в журнале «Окк. и Йога» выдержек из моего письма к д-ру Ас., в котором я говорю о моем отношении к некоторым кн. Л., я имела письменные доказательства, пересланные мне друзьями, о том, как некоторые теос. авторитеты высказывались против кн. «Агни Йога» и запрещали их читать своим последователям. Неужели они отрекутся от ими же написанных слов? Всем хочется сказать – будьте добрее, и многое облегчится.

В Учении сказано о каноне Господом твоим, потому тем, которые, принимая Учение, не могут воспринять его Источника, или же тем, через кого оно передается, скажите, чтобы они и не тревожили себя этими вопросами. Пусть для них не будет ни Источника, ни посредников. Пусть лишь содержание Учения само говорит за себя.

Конечно, согласна с Вами, что отказ от принятия Источника лишает слова Учения высшего магнита сердца и высшей красоты. Но отказ от признания посредников умалить Учение не может. Потому очень прошу Вас заверить всех, что я не претендую ни на какой авторитет и прошу забыть о моем существовании.

Итак, еще раз должна сказать, что на все приведенные Вами вопросы и возражения слушателей и участников кружка «А. Й.» имеются точные ответы в книгах Учения. По возражениям и вопросам ясно, что никто не потрудился основательно ознакомиться со всеми до сих пор изданными четырнадцатью книгами Учения.

Братство Света основано на единении, и потому все участники Его объединены в единой Твердыне. Можно было бы ответить этим вопрошателям словами Христа: «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет».

Тяжка атмосфера разъединения и кощунства, не знаю худшей, может получиться величайший вред, вплоть до губительных заболеваний. Современные ученые врачи утверждают, что все нравственные правила имеют чисто биологическую основу.

Если Учение Вам близко, то Вы не будете выносить его на базар. Желаю Вам от души выйти поскорее из отравленной атмосферы.

Всего светлого.

Сейчас просмотрела копию моего письма к упомянутому Вами лицу и вижу, что я писала о чувствознании, накопление которого дает нам возможность проникать в самую сущность вещей. Именно, чувствознание есть единственный критерий при всех суждениях. Но нигде не приравнивала я чувствознание к вдохновению или иеровдохновению. Но также несомненно, что лишь накопленное чувствознание дает возможность непосредственного и постоянного общения с Учителями и получения не отрывочных сведений, но целого Океана Учения. Прилагаю и Вам выдержку из этого письма:

«Конечно, единственный истинный Учитель есть Учитель “Незримый” (Учитель Великого Братства). Но много ли тех, кто может получить непосредственный доступ к такому Учителю? Это не значит, что Учитель недосягаем, нет, воистину, Он есть ближайший. Но только близость эту не все могут выдержать. Она открывается без ущерба лишь тому, кто носил Образ Учителя на протяжении многих веков в тайнике сердца своего. Без этого векового накопления и установившейся магнитной связи трудно воспринять лучи, посылаемые Учителем “Незримым”, они могут разрушить неподготовленный приемник. Даже в случае многовековых испытаний и приближений, новая земная оболочка, или приемник, должна подготовляться к такому восприятию многие годы. Ведь лучи незримые очень мощны и действуют иногда сильнее радия.

Ввиду того, что на тему о принятии в ученики и земном Учителе я уже писала моим корреспондентам, то для облегчения себе труда прилагаю Вам готовые страницы. Пока же отвечу на Ваше сомнение относительно чувствознания. Конечно, трудно развить или пробудить в себе чувствознание, но нет другого критерия. Все распознавание приходит лишь этим путем. И главная трудность в том, что чувствознание не пробуждается в нас, пока в сердце нашем преобладают чувства самости, самомнения, лицемерия или неискренности. Лишь когда эти ехидны изгнаны, голос сердца занимает их место, и чувствознание становится ясным и безошибочным. Поверьте, что если кто искренне устремлен, то он встретит своего земного учителя и узнает его. Но редко, очень редко происходят подобные явления на нашей Земле. Припомним то ничтожное количество учеников, которое имели даже Вел. Учителя во время своей земной жизни. С того времени человечество не улучшилось, и распятие, и предательство земных носителей Света продолжается. И те же самые предатели, одев лишь новые маски, изощряются в еще более утонченных методах инквизиции.

Да, труднее всего воспринимается людьми закон Иерархии. И, в то же время, именно те, которые больше всего вопят против этого космического закона, тут же слепо подчиняются любой иерархии, начиная от стандартных условий, обычаев, моды, и даже кончают принятием иерархии зла во всем ее скрытом многообразии. Ведь иерархия зла гораздо ближе к земным сферам, и многочисленные последователи ее, обитатели низших слоев тонкого мира, наслаждаются, внушая людям мерзейшие мысли и толкая их на самые братоубийственные разъединения и действия. В дни Армагеддона силы зла очень усилились, потому так важно осознать Иерархию Света и всем сердцем устремиться по этому Пути. Конечно, как всегда было и будет, именно сама тьма пожрет тьму. Но сколько погибнет при этом и теплых, которые могли бы быть спасены, если вовремя осознали бы опасность и крепко ухватились за протянутую им Руку Помощи!

 

06.08.38

Конечно, если автор «Космософии» с такой убежденностью и яркостью излагает пребывание души грешника в астральных сферах, то ему и карты в руки. Мир Астральный есть прежде всего мир субъективный, и потому если автор вышеупомянутой книги описывает с такой яркостью некоторые состояния в нем, то, вероятно, он уже испытал их на себе или же испытает. Во всех учениях указывается, что наша наиболее четкая и продуманная мысль и наиболее острое чувство дадут направление всему нашему пребыванию и состоянию в сферах мира надземного. Так же точно, как самая последняя мысль имеет решающее значение на силу посылки духа в сферы тонкие. В «Письмах Махатм к С.» есть место, в котором Уч. К. Х. указывает на значение предсмертной мысли. Приводится пример одного казненного преступника, как этот убийца будет, как в кошмаре, снова и снова переживать в тонком мире свое преступление и весь ужас казни, пока энергия не истощится. Наше состояние в тонком мире складывается из наших субъективных настроений, мыслей и побуждений, причем все чувства обостряются. Люди, сонные и бездеятельные, будут влачить там еще более тягостное состояние, лишенное привычных им физических внешних стимулов. Потому так важно воспитывать в себе способность мышления и направлять мысли в сторону созидательного труда, ибо мысль творческая в тонком мире имеет безграничное применение. Но никому не советовала бы останавливаться на ужасах низших астральных планов.

Воистину, не хватает человеческого воображения, чтобы описать все многообразие сущего, как в одну сторону, так и в другую. Несомненно, что низшие сущности надземного мира питаются эманациями гниения и особенно притягиваются магнетизмом разлагающейся крови. Оттого так много всяких лярв около кладбищ, боен, на полях сражения, в питейных домах и т. д. Они буквально присасываются к пьяницам и обжорам, питающимся мясной пищей. Уже тут, на земном плане, многие люди носят на себе таких вампиров.

Если в низших слоях тонкого мира низкие человеческие сущности страдают от лярв, то не меньше страдают они и при касании к высшим обитателям тонкого мира. Одно приближение высшего духа причиняет им мучительные ожоги, и астральная ткань их тела начинает разлагаться.

В Природе все взаимно питает друг друга, и, конечно, если отбросы разложения питают лярв низших сфер, то по аналогии эманации высших духов питают сферы высшие и средние. Конечно, в Индии наряду с непревзойденной высотою философской мысли и духовной чистотою можно встретить самые отвратительные выражения разных демонических культов и животных одержаний до самой омерзительной некромантии. Существует секта, последователи которой питаются только мозгом покойников. Можно их встретить на кладбищах в лунную ночь, занятых своей омерзительной работой. Где ярче Свет, там и тьма чернее.

Имеются здесь селения, жители которых в определенное время года собираются ночью на лесной поляне, строго ими охраняемой. Здесь жрецы для умилостивления злобных духов приступают к вызыванию низших сущностей. Для этого они совершают обильное заклание животных и особым ритмом барабанов приводят присутствующих в определенное состояние, при котором низшим сущностям, привлеченным эманациями свежепролитой крови, легче овладеть некоторыми телами. Такие одержимые приходят в бешенство и набрасываются большею частью на женщин и детей. Часто вселившиеся сущности загрызают насмерть свою жертву.

Вы правы, относясь с отвращением к описаниям астральных ужасов. Каждое Учение Света, прежде всего, должно устремлять к мудрости, к радости труда совершенствования и высшей красоте и лишь указать на страдания в тонком мире, неизбежные для тех, кто оскорбил закон равновесия или гармонии. Помня о значении и силе мысли, нельзя без тяжких последствий долго останавливаться на образах ужаса и мрака.

О приведенном Вами выпаде мы уже слышали. Все это показывает Вам местный уровень. Понимаю изъятие статьи М. Л. Люди не любят, когда им указывают не в бровь, а в глаз. Несколько стран заняты сейчас вопросом «человеководства». Не думаете ли Вы, что это человеководство будет недалеко от создания своего рода компромиссов? Но советую меньше нападать на новую страну. Она вступает в период возрождения, и на этом пути ее нужно всячески оберечь и поддержать. А кто старое вспомнит, тому глаз вон.

«Людские множества сдвинулись в спешных поисках и не умеют примирить материальные продвижения с духовными высшими основами. Нынешний век напоминает некое время Атлантиды. Тогда не сумели найти равновесия, но если теперь знают о таком же несоответствии, то некоторые наиболее живые народы могут найти нужное соответствие. Мы видим, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Там понимают значение общего блага; там знают, что оно может зародиться лишь от общего блага. Эта формула еще не произносится, но, больше того, она уже зреет в глубине сознания. Служение, прежде всего, открывает путь познания общего блага. Не наряды, не обряды, но служение человечеству. Много веков произносились слова о сотрудничестве. Нередко идеи опережали материальные возможности, но сейчас люди нашли множество полезных приспособлений, и приходит время, когда нужно вспомнить об общем благе». Так и смотрите туда, где маятник раскачивается крайне.

Теперь отвечаю на Ваше письмо от 4-го июля. Положительно, мне нужно будет скоро наложить на себя обет молчания. Ибо вижу, как мои письма не передают того, что я имею в мыслях. Моим словам придают другой смысл, другой оттенок, а Вы знаете, что, именно, тон делает музыку. Но вот, видимо, этого оттенка выражений люди и не улавливают.

Советую Вам сократить, насколько возможно, Вашу переписку. Дайте себе время на серьезное изучение трудов Е. П. Бл. и Учения Живой Этики, на ознакомление с новейшими научными открытиями и достижениями в области медицины. Отойдите от всяких «эзотериков», не они будут строить новый мир, но подвижники духа, полагающие душу свою за общее благо. Переоценка ценностей коснется многого. Удивительно, как со временем многие наименования теряют свое значение и становятся совершенно неприемлемыми. Готовьтесь к новой ступени, которая закладывается широко и мощно.

 

13.08.38

Согласна с Вами, что то, что напечатано, не может уже рассматриваться как нечто, подлежащее сокрытию. Но все же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или иное упоминание или же умолчание. Многое зависит от того, как передать, как осветить и при каких обстоятельствах привести и выдвинуть то или иное понятие. Иногда даже простое упоминание о мирах высших или о духе будет уже неуместно и вызовет лишь кощунство и страшный антагонизм. Потому не могу согласиться с высказываемым суждением, что излишняя осторожность так же вредна, как и излишняя болтливость. Скажу – если излишняя осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать, нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова». Как часто жизнь человеческая висит на конце такого слова!

Многое уродливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы людей могут подняться над планом нашей действительности (вернее сказать, очевидности) и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, и людьми. Но, увы, большое знание не прощается и вызывает злобный антагонизм толпы и средняков. Потому во все века Великие Учителя заповедали говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней.

На замечание, что кто-то затрудняется сказать – «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа, в излишне поведанном или в излишне умолчанном», отвечу, что во всем, что касается Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или умолчанное, но именно невежественное и, корысти ради, искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда. Очень был бы полезен труд, поясняющий Евангелия в свете синтеза всех существующих духовных Учений. Именно, очень удачны приведенные Вами параллелизмы между Учениями. Конечно, и в Буддизме их тоже немало. Сейчас этим занялся пастор Артур Мэсси и в маленьком местном журнальчике «Визион» печатает их.

__________

Конечно, и представителям шестой расы придется немало поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры. Но при следующей стадии утонченности организма процесс этот будет значительно облегчен и ускорен. Но все же без дисциплины, усилий и труда ничего не достигается.

Где возможно, следует заменять слово Господь, Бог, Творец – Божественным Началом, ибо слишком уже вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом Бог. Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания величественного и беспредельного Принципа всего сущего и в понимании своей ответственности как носителей этого Принципа. Люди читают в своих священных писаниях и говорят о Несказуемости, и Непостижимости, и Незримости Бога и в то же время наделяют эту Непостижимость всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями!

Вы пишете, что Вам «приходится часто слышать упрек учению Востока за отсутствие в нем Учения любви, каковое имеется в “Евангелии”». Этот упрек крайне несправедлив, и упрекающие обнаруживают свое невежество. Именно на Востоке существует величайший культ Любви. Все их духовные учения, вся их мифология, весь их эпос, вся поэзия и народные сказания превозносят это великое чувство, которым все создано, все живет и движется. Именно нигде так не воспета Любовь, как на Востоке, во всех ее тончайших оттенках и качествах. Все Йоги имеют в основании своем любовь или преданность избранному Идеалу. Самый высокий вид Йоги называется Йогой Любви. При этой Йоге Божественное Начало принимает аспект Возлюбленного или Возлюбленной, ибо самая мощная форма любви выражается в любви двух начал. Именно вся восточная поэзия есть единый гимн любви к Божественному Началу под всеми Его Аспектами – от Непознаваемого и Несказуемого до образа личного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного... Так и учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения. Ибо если любовь к Возлюбленному приносит ответ Возлюбленного, то любовь к человечеству венчается терновым венцом.

Для облегчения подвига общего блага все Учения Востока указывают нам на пробуждение в себе любви к Иерархии Света, к избранному Гуру, на устремление к великому служению. Учения Востока, так же как и учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви. Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви. Любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа. Но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце.

Теперь о зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего, необходимо усвоить, что лунная эволюция была значительно ниже земной и обитатели Луны не обладали разумом или так называемым интеллектом. При завершении ими лунной эволюции ум их не превышал инстинкта животных. Но ведь и сейчас немало земных жителей, ум которых недалек от инстинкта животных! Именно, многие еще живут инстинктом. Потому, конечно, лунные монады должны были начать свою новую эволюцию на Земле с растительного и животного царства, чтобы примениться к условиям новой планеты. Бархишады, упоминаемые в «Тайной Доктрине», – эволюция других более высоких миров, но тоже далеко не совершенных. Конечно, среди них были монады разного развития. Они способствовали облачению лунной монады в человеческие оболочки. В связи с этим прочтите в «Чаше Востока», стран. 128, «Добавочные Записи». Именно Бархишады основали первую расу людей на нашей Земле. Но и они могли дать лишь астральную оболочку с ее животными инстинктами. Потому для скорейшего пробуждения зачатков разума необходимо было получить импульс или искру от Духов, обладавших уже высоким разумением, вполне оформленным ментальным телом, или от Агнишваттов, Кумаров и Архангелов и т. д., как их называют в разных религиях.

Разнообразие видов природы зависит, именно, от духов, привлеченных из других миров и даже систем. Ибо при взрывах того или иного мира астральная сфера ее притягивается иногда к орбите планеты, находящейся в другой системе.

Так поэты, воображение которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись бы при виде некоторых настоящих лунных жителей, покрытых волосами, и еще при других особенностях. Ведь и внутреннее строение их отличалось от нашего. Так и зрение было иное, они могли видеть и спереди, и сзади. Мы должны привыкать к мыслям о бесконечном разнообразии творений и о медлительности эволюции на ее первых ступенях. Лишь с зарождением разума эволюция вступает в ускоренный процесс развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее скорейшему распадению или гибели.

Итак, следует всегда помнить, во-первых, все многообразие эволюции в Беспредельности и, во-вторых, основную схему. Именно, низшие сущности проходят через низшие царства планеты, чтобы приспособиться к ее условиям и развить низшие оболочки. Но когда достигнуто завершение в наиболее высоком животном типе и наступает возможность так называемой человеческой, разумной эволюции, то Строители, или Иерархия Духов высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в человеческую оболочку и даже сами в разные периоды воплощаются в эти оболочки. Человеческая эволюция протекает на трех планах: физическом, психическом и духовном.

Думаю, что, в случае благополучного завершения нашей планетой положенного для нее цикла, духи земного человечества смогут выполнить на новой планете роль Бархишадов и наиболее высокие монады среди них смогут даже стать пробудителями огня разума, ибо разве не сказано в Тайной Доктрине, что в конце седьмого Круга многие люди станут сынами беспорочных родителей и Буддами. Если же наша планета не выдержит и взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем большинстве, может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через низшие царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.

Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь. Краски рыб и оперения птиц достигают изумительных сочетаний и красоты.

Привожу Вам полезную Беседу: «Вы знаете, насколько трудно принимают люди разнообразие эволюции. Они прежде всего скажут о едином законе. Каждый напомнит те отрывки о миросозидании, которые ему пришлось узнать. При этом будут найдены многие противоречия, и люди не замедлят упрекнуть кого-то в неточности. Споры и недоумения возникают, по большей части, от невмещения беспредельности. По земному разумению трудно представить схему, которая пребудет неприкосновенной. Тоже нелегко вообразить все ветви того же закона, но все-таки нужно привыкать к космическому многообразию. Наша планета с ее тонкими сферами может испытать самые неожиданные воздействия из дальних миров. Не следует полагать, что наша солнечная система представляет нечто обособленное, наоборот, все миры находятся в тончайшем взаимодействии. Таким образом, закон основной незыблем, но каждое небесное тело может создать вокруг себя индивидуальные особенности. На Земле могут ужиться представители самых дальних эволюций с людьми шестой расы. Также можно видеть, что мировоззрение колеблется от примитивного до разумения озаренности. Но не только среди природы проявленной замечаются непримиримые крайности, они еще больше поражают в Тонком Мире. Можно представить, как могут вторгаться воздействия самых отдаленных систем. Такие воздействия могут быть подобны взрывам и смерчам. Они вносят своего рода революции, потому не следует представлять себе Тонкий Мир как нечто мертво-узаконенное. Могут быть и в высоких сферах столкновения психических сил. К таким представлениям нужно привыкать. Только ясное сознание о великом разнообразии может оберечь от пагубы ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем укрепятся сознанием у дальних миров. Так придут к мысли о разнообразии эволюции».

Теперь о чистилище, или средних сферах тонкого мира. Низшие слои уже близки к описанию ада. Именно от самого человека зависит использовать как можно полезнее для себя и других свое пребывание в средних сферах. По мере нашего очищения и более высокие сферы становятся нам доступны, и перед погружением в состояние Дэвачана мы сбрасываем уже изношенную астральную оболочку, которая тем быстрее разлагается, чем она чище. У высоких духов при помощи Учителя астральная оболочка после использования ее предается пространственному огню. Но не все духи погружаются в Дэвачан, есть сильные духи, которые не нуждаются в такой остановке и спешат продолжить свой земной путь. Если бы человек стремился к осознанию в Тонком Мире своих ошибок, вся эволюция значительно ускорилась бы. Но трудность в том, что обычно люди среднего уровня, не хорошие и не худые, без устремлений и ярко выраженных способностей, попадая в соответствующую им безразличную и серую сферу Тонкого Мира, влачат в ней то же тягостное, унылое существование. Их малое сознание и неразвитое мышление не позволяют им воспрянуть духом и подняться в высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень – наши самые страшные палачи. Они пожиратели психической энергии, которая одна делает нас сознательными и обладателями Чаши Амриты-Бессмертия.

Изжить пороки в Тонком Мире невозможно, они должны быть изжиты на Земле. Ибо лишь на Земле можем мы получить новые импульсы энергии и преобразить или трансмутировать последние в более высокие их проявления. Но в Тонком Мире, при помощи Руководителей, можно сознать губительность неизжитых страстей и настолько запечатлеть это сознание в тонких центрах, что при новом земном нарождении уже легче будет преодолевать влечение к тому или иному пороку. Если бы мы могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные воплощения? Итак, для трансмутирования и сублимирования наших энергий-страстей необходима наша земная физическая лаборатория, в которой объединяются и претворяются элементы всех миров.

Самое прекрасное пребывание в Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавших свой труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию Маркони и Фламмариона в тонких сферах.

Ярые, злобные души и души, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени своих страстей. Именно они являются, большею частью, одержателями и ночными шептунами. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним такого обитателя причиняет им страдания и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительность таких ожогов тонкого тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев Тонкого Мира не поддаются описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилять их и не отяжелять себя подобными мыслеобразами.

__________

Очень посмеялась житейски мудрому толкованию слов молитвы: «и не введи нас во искушение...» Но думается мне, что если Бог будет всегда заботиться, чтобы не ввести нас в искушение, то мы ничему и не научимся. Закаляется дух наш на испытаниях, и сущность человека познается только через искушения. Словесные наставления и предупреждения мало действительны, только по делам познается человек. Представление Бога в роли искусителя, конечно, несовместимо с величественным Божественным Принципом, потому остается предположить, что в этих словах молитвы подразумевается обращение слабого духа к своему Руководителю или высшему Я, чтобы Он или оно удержало его от проступка. Но я предпочитаю сказать – «благословенны препятствия, ибо ими мы растем». Конечно, из этого нельзя делать вывода, что следует оставлять велосипед на улице без присмотра или же кассу незапертой. Все хорошо на своем месте.

Большое спасибо за присланную книгу. Я еще не успела прочесть до конца. Много в ней любопытного. Но думаю, что она была сильно «обработана» уже в иной стране, потому в нее включено много такого, что не могло быть произнесено в условиях, при которых протекал диспут, и это, конечно, сильно ослабляет ее интерес. Кроме того, объяснения таинств и утверждение о воскрешении людей в теле физическом очень неубедительны и только вновь возвращают мышление к вековым заблуждениям. Несправедливы и нападки на некоторых социалистических писателей и мыслителей. Так, напрасно автор нападает и на Горького, слова которого он тут же приводит: «Предо мною развертывается грандиозная картина земли, изящно ограненной трудом свободного человечества в гигантский изумруд. Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответственности за все, творящееся им и вокруг него. Повсюду – города, сады – вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он, наконец, действительно, властелин стихий. Его физическая сила не тратится больше на грубый, грязный труд, она переродилась в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию тех основных вопросов бытия, над решением которых издревле безуспешно бьется мысль».

Прочтя эти прекрасные строки, могу лишь сказать, что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно, разделяет эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как защитник Бога и духа глумится над словами Горького, что «силы природы будут покорены и организованы разумом человека, и сама физическая энергия переродится в духовную». Этому начетчику кажется нелепым, что можно направить энергию к исследованию вопросов бытия! Он сожалеет, что «Горький, несмотря на все богатство своей фантазии, не мог придумать людям никакого дела, как только занятие богословскими исследованиями (?!!)». Но разве исследование вопросов и законов Бытия не составляет предмет всех важнейших наук? Разве исследование это не раскрывает перед нами все новые законы и тайны видимой и невидимой Природы, дальних миров и всего Мироздания? Обвинение Горького в скудости воображения не по адресу. Картина, начертанная Горьким, мерещится каждому мыслящему человеку, и многие понимают, что осуществление ее возможно в далеком, лишь очень далеком будущем. Ибо много ли сейчас имеется разумных людей, понимающих свою ответственность за все творимое ими и вокруг них? А тех, у которых физическая энергия переродилась в духовную, их, может быть, еще меньше. Как думаете?

__________

Только окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о спасении собственной души и о воскрешении в телесной оболочке! Не о спасении своем думать нужно, но о приношении жизненного подвига на общее благо. Многие, думавшие об общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью, были ближе к Богу, нежели твердящие устами имя Его и думающие лишь о собственном спасении. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик