Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 2, фрагмент 12)

27.11.37

Не могла раньше ответить на Ваше письмо, ибо самочувствие было тяжкое. Велика нагнетенность атмосферы. Безумие народов достигает предельной точки, и космические токи бушуют. Пандиты в наших краях предсказывают страшные землетрясения, и люди уже боятся спать в домах. За последнее время в северной Индии почти повсеместно ощущаются толчки разной интенсивности, есть разрушения и убитые, но наша долина, несмотря на все опасения, стоит твердо. Три числа в ноябре отмечены астрологически самыми мрачными знамениями. Да и солнечное затмение, ожидаемое в начале декабря, ничего хорошего не принесет. Интересно отметить, что во время затмений действие психической энергии сильно понижается и в самый момент полного затмения почти останавливается.

Перехожу к ответам на вопросы. Постараюсь еще пояснить Вам мою точку зрения на смущающее Вас место в Евангелии от Иоанна (2–19): «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»... Мы знаем, какое значение придавалось последователями Христа возможности Его воскресения на третий день, и они были правы, ибо одним из заданий Христа было доказать своим ученикам переживание человека душевного и бессмертие духа. Никто не будет отрицать, что огромным фактором в укреплении и распространении Учения Христа явились именно Его неоднократные посмертные появления. Среди гностической литературы можно найти значительные данные об этих явлениях.

Итак, еще раз внимательно прочла указанную главу и снова должна сказать, что не нашла ничего нелогичного ни в ответе Христа, ни в объяснении этих слов евангелистом. Мысль, что Христос в подтверждение своего права или власти мог предложить такое грубое доказательство или опыт, не укладывается в моем сознании. Ибо никогда ни один Великий Учитель не будет прибегать к чудесам для утверждения своей власти. Все чудеса, сотворенные Ими, всегда имели бескорыстную цель, именно помощь страждущим и неимущим. Спрашивавшие Его думали и мерили по-земному. Но Великие Учителя всегда и во всем прилагают меры высшие, этим они и поднимают сознание учеников.

Если же предположить, что Христос имел в виду разрушение и восстановление каменного храма, то можно спросить, почему Ему нужно было для этого срок в три дня?

Мы знаем, что так называемые чудеса могут быть сотворены только, когда необходимые для этого космические условия находятся налицо, но также знаем, какое огромное количество всеначальной энергии растрачивается даже для совершения сравнительно малого явления или чуда. Потому восстановление целого храма потребовало бы гигантской затраты энергии, следствием чего могла произойти та или иная катастрофа. В Учении сказано, что каждое насильственное проявление влечет за собою тяжкую атмосферу мятущихся электронов. Вот знание этого последнего условия и заставляет Великого Учителя избегать так называемых чудес, иначе говоря, осмотрительно пользоваться космическими силами. Высшее знание обязывает к высшей бережности.

Вы пишете – «Сказано, что миры были созданы Словом и Волею Высшего, почему же и слова Иисуса нужно было понимать не прямо – в сфере происходившего разговора?»... Но кто же принимает дословно и первое приведенное Вами утверждение? Ведь Слово Высшего понимается как Вибрация или Движение Божественной энергии, а Воля есть импульс притяжения или отталкивания, порожденный биполярностью элементов. Кто же может вычислить, сколько эонов потребовалось на оформление одной только нашей крошечной Земли? Не растянется ли это Слово Божье на миллионы эонов только для нашей планеты?

Может быть, теперь Вы почувствуете, почему мысль о восстановлении Христом каменного храма в доказательство Его власти трудно вяжется с великим Образом, сознание Которого вмещало синтез трех миров.

Что же касается до предположения, что люди воскреснут в своих физических телах, то мне думается, что лишь абсолютные невежды могут так мыслить. Тем более, что, именно, в Писании неоднократно указано – «что тленное не может стать нетленным».

Также одно физическое тело не может рассматриваться как храм духа, но именно тело тонкое или душевное, которое и есть истинный носитель бессмертного духа.

Далее Вы ставите вопрос – какой момент перехода из физического мира в тонкий нужно считать за воскресенье, если Архаты переходят без потери сознания?

Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но, именно, свое появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появление физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешения Его и укрепило в учениках веру в Его Учение.

Обосновывать воскресение Христа лишь на исчезновении Его тела из гробницы, конечно, было бы более чем нелепо.

Также всеми силами духа восстаю против предположения, что «Христос мог дать тайно приказ убрать Его тело и объявить о жизни Его или воскресении»... Такое действие было бы недостойным Высочайшего Духа. Мы должны понять, что Великие Учителя человечества никогда и никого не вводят в заблуждение и каждый поступок Их строго согласуется с сделанными Ими утверждениями. Христос, по свидетельству учеников, неоднократно говорил, что Он будет предан в руки человеческие и на третий день воскреснет – имеющий уши, да слышит!

Вы правильно отмечаете, что Евангелия составлялись много позднее времени Христа и даже Его ближайших учеников. Кроме того, следует принять во внимание и цензуру многих духовных отцов-ревнителей. Мережковский в своих книгах «Иисус Неизвестный» и «Блаженный Августин» приводит немало ценнейших сведений относительно «подлинности» Евангелий. Эпизод, упомянутый Е. П. Б. в связи с избранием и утверждением духовными отцами подлинных Евангелий, я нашла в брошюре Г. С. Олькотта. Но, к сожалению, слишком хорошо спрятала ее, ибо хотела перевести ее для Вас. Все же попытаюсь найти ее.

Не подумайте, что я хочу Вас переубеждать. Нет, я просто высказываю мои чувствования и понимание и отчасти знание по этим вопросам. На таких путях лишь сердце наше может вести нас. Потому следуйте своему убеждению.

Не удивляюсь, что «Тайная Доктрина» принесла Вам огорчение. Книга нелегкая и нужно очень освоиться с восточной философской мыслью, чтобы не запутаться во многих названиях и именах, часто означающих одно и то же понятие. Обширность задания, при некоторой неизбежной недоговоренности, еще больше затрудняет усвоение изложенного. Советую при чтении делать выписки или отметки – это много поможет. Также имейте в виду, что Сыны Пламени, Сыны Разума, Сыны Брамы, Солнечные Предки, Великие Кумары, Ману, первые наставники и Цари, Основатели Религий, Вожди и Философы и т. д. – все те же семь Величайших Индивидуальностей, проявляющихся в своих различных аспектах на нашей Земле, и сейчас, именно, Они составляют Ядро Белого Братства.

Перехожу к пояснению указанных Вами параграфов из книг Учения.

§ 315 (Агни Й.). Вершина, упоминаемая здесь, есть вершина Эвереста или, как она называется по-тибетски, Джемо Канг-Кар – Владычица Белого Снега. Высочайшая точка на Земле, также и оба земных полюса имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них. Когда наступит критический момент – быть или не быть нашей Земле, эти точки будут иметь решающее значение в спасении планеты. Как Вы знаете, все попытки утвердиться на вершине Эвереста до сих пор не увенчались успехом и стоили уже немало жизней.

§ 122 («Аум»). Здесь имеется в виду чисто физическое смазывание дыхательных каналов. Советуется на ночь ежедневно смазывать дыхательные пути (нос) препаратом вазелина и ментола. Это прекрасная дезинфекция, очень освежает дыхание и предохраняет от насморка.

§ 129 («Аум»). О тройном знаке. Когда осознана троичность, или триединство, всего сущего, когда эти три естества, физическое, астральное и ментальное, получают оформление и возможность четкого разъединения, то наблюдения над таким организмом становятся особо поучительны.

§ 250 («Аум»). Здесь говорится об особом виде ясновидения, когда вы смотрите при полном свете на сидящего перед вами человека и можете вызывать его прежние облики. Н. К. и я производили подобные опыты, но напряжение физического зрения было велико, ибо при этом вызываются в видимость тончайшие энергии, что, конечно, крайне болезненно отражается на физическом зрении и может сильно ослабить его. Объяснить этот процесс ясновидения затрудняюсь, но результаты были замечательны. Так я видела многие воплощения своей семьи, людей близких и даже лиц малознакомых. Во всех случаях психическая энергия получает направление, а затем она уже самостоятельно действует. Все так называемые чудеса совершаются психической энергией.

__________

Теперь о Князе мира сего. Конечно, борьба с Силами Света наполняет его отчаянием. Он знает, что не может победить, и потому предпочитает взорвать планету, лишь бы удержаться еще некоторое время в атмосфере взрыва. Около осколков (конечно, не физических) взорванной планеты продолжительное время сохраняется ее атмосфера, которая позволяет Кн. мира сего пребывать в ней. Ведь высшие слои пространства недоступны ему, и потому ему остается или носиться среди осколков и окружающей их атмосферы, или же идти на Сатурн. Но состояние Сатурна очень тяжкое. И сколько эонов должно еще пройти, прежде чем эта планета вступит в состояние, при котором на ней может развиться вполне сознательная жизнь.

Вы пишете, что «понимаете бесцельность борьбы против Божественного Начала Добра», и изумляетесь, как мог такой большой дух, как Князь мира сего, пойти против непреложного закона? Но ведь четыре пятых из двухбиллионного человечества не понимают этого. Кроме того, какую неимоверную силу духа нужно проявить, чтобы признать свое заблуждение и начать новый путь, будучи обремененным многовековой и страшной кармой.

Мы знаем о беспредельности совершенствования, потому дух, опустившийся до положения князя тьмы, не мог обладать всеми совершенствами. Когда дух достигает сознания своего потенциала неограниченной мощи и нерушимости, когда он овладевает многими космическими тайнами и силами и знает, что он может стать создателем того или иного мира, когда он видит невежественность масс, окружающих его, то нужна огромная сила сердца, чтобы удержаться от многих соблазнов, и прежде всего от гордыни духа. Всегда следует помнить, что ни одно человеческое чувство не исчезает, наоборот, все чувства растут беспредельно, и потому они или должны преображаться в высшие восприятия в добре, или могут утончаться во зле. Почему не допустить, что Кн. мира сего, будучи по космическому праву хозяином нашей Земли, не смог побороть в себе чувства гордыни и ревности к другим Светлым Духам. По эзотерическим данным, в то время как великие собратья Люцифера, Архангелы христианской церкви, пришедшие с ним на нашу Землю, строят вечное движение; в то время, когда Они говорят – к чему одна Земля, когда суждены все миры, и тем создают правильный путь человечества, когда широким кооперативом с дальними мирами будет заложен настоящий обмен, Люцифер предпочитает оградиться от соседей. Но при единстве Бытия, при законе взаимообмена всякая обособленность приводит к отмиранию или смерти. Потому Люцифер мог только затруднить, но прервать поток жизни он не мог. Его Собратья, стоя на бессменном Дозоре, на вершине Лестницы Иакова, являются истинными Спасителями рода человеческого.

Не у Крыжановской, но у писателей-гностиков можно найти представление о Люцифере как о носителе жертвы для развития в человеке познания добра и зла. Много запутанного около этой легенды. Следует внимательно прочесть «Тайную Доктрину», и тогда свет блеснет.

Итак, не будем поэтизировать облик Князя мира сего. Может быть, через эоны эонов начнется его искупление, но сейчас он достиг апогея человеконенавистничества и собирается явить апофеоз своего разрушительного владычества.

__________

Мир проявленный основан на биполярности всего сущего и потому естественно, что ограниченная человеческая мысль, в поисках причин существования противоположений и при своем представлении Божественного Начала в его лишь положительном Аспекте, неизбежно должна была прийти к мысли о существовании двух начал, вечно соревнующих, или Бога и Дьявола. Итак, планетный дух Кн. мира сего стал олицетворением всего зла, всего несовершенства, существующего в природе.

Но высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единый элемент, Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия или совершенствования. На этом процессе, или движении, основаны все проявления и вся эволюция. Движение, или эволюция, создает относительность всех понятий, из которой проистекают противоположения. Только вечной сменой и сопоставлением пар противоположений постигается действительность.

 

30.11.37

Неосведомленность и недисциплинированность, проявленные упомянутым Вами «неким представителем Б. Бр.», заставляют усомниться в его подлинности. Ведь лишь в действиях землян можно наблюдать такие шатания, бросание одного дела, чтобы ухватиться за другое, одним словом, жалкую неустойчивость и хаотичность. Но все действия и указания, исходящие от Великого Братства, отличаются своею строгою согласованностью и последовательностью. И даже среди земных сотрудников Бел. Братства никто не будет нарушать благую работу, особенно же, если он знает, что работа эта имеет какое-либо отношение к заданиям Бел. Братства.

За последнее время появилось много всяких представителей, посланцев, учителей, принадлежащих к Солнечной Иерархии (?!) и даже якобы самих Белых Братьев! Все эти самозванцы сеют лишь смуту и разложение среди невежественных и наивных искателей дешевых сенсаций.

Но каждый истинный посланец или учитель, каждое учение может стоять лишь на основе Истины и своих личных заслуг и достоинств. Другого мерила для Земли нет. Истина в воде не тонет и в огне не горит. Мир не раз был свидетелем попрания Высшего и вознесения лживых ценностей, но существование последних было кратковременно.

Всем издевающимся над великими Истинами мы можем еще раз сказать: не вы ли распяли Христа? Не вы ли глумились над Ним, когда Он страдал на кресте? Не вы ли сжигали и терзали Его последователей? Не вы ли замучили десятки тысяч лучших умов, несших вам свет знания? Не вы ли остановили эволюцию человеческой мысли и тем ввергли человечество в безумие самоистребления? Не о вас ли сказано: «вы изменили свои одежды, но по деяниям мы узнаем вас».

Между прочим, недавно вышла неплохая книжка польского автора на англ. языке «God is my Adventure» – Ландау. В ней он описывает свои встречи со всеми известными сейчас духовными лидерами. Ее полезно прочесть, чтобы знать, какой духовности требуют массы Запада и Америки. Особенно успешен один бывший епископ, некий г. Букман, по утверждению которого Бог – миллионер, и потому следует не избегать и дорогостоящих собраний в фешенебельных отелях и таких же автомобильных поездок и т. д. Богатые и скучающие праздные люди рады, что нашелся кто-то, кто занимается ими, распределяет весь их день и при этом убеждает их в чрезвычайной важности и полезности преподанного им приятного и комфортабельного времяпрепровождения. Особенно приветствуются введенные г. Букманом общие исповеди, на которых принято каяться во всех своих проступках против установленного стандартного нравственного кодекса.

С тех пор как вышла эта книга, появились еще новые духовные вожди, появляющиеся на эстраде в роскошных туалетах, залитых драгоценностями, и проповедующие нечто вроде – пей и веселися, и тем будешь угоден Богу. Конечно, все это знамения мрачного времени, когда силы тьмы наступают сомкнутыми рядами для уничтожения всех благих начинаний и всех теплых и шатких.

__________

Не думайте, что, именно, Ваша карма заставляет терять друзей. Преданные друзья – явление редчайшее. У кого они были? Вспомним все исторические примеры. Сейчас отсутствие истинных друзей есть карма общая. Безумие злобы, ненависть и, конечно, невежество, как корень всякой мерзости, уничтожили все проблески человечности. Потому будем радоваться, что у нас с Вами имеются испытанные друзья.

Особенно радует меня то, что Вы пишете о своей бодрости. Храните ее, и, когда возможно, пусть она переходит в торжественность. Ведь свершается карма многих стран, и мы свидетели грозного часа. Именно торжественность подобает такому времени. Кроме того, торжественность есть лучший мост к Бел. Братству. «Не многие понимают силу такого щита. Посреди будущих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо. Можно исследовать научно каждую мощь, окружающую человека. Он сам может порождать любую силу в себе и ковать из нее непроницаемый панцирь. Также нужно понять, что торжественность есть лучший мост к Нам. Наша помощь летит быстро по каналу торжественности и медленнее всего путем ужаса и уныния. Можно знать, как Мы посылаем голубые лучи помощи в час опасности».

Храните в сердце Образ лучшего Друга – Великого Учителя, и вся радость пребудет с Вами.

 

03.12.37

Много пользы могут принести задушевные беседы перед художественными произведениями. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность.

Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н. К. в своих санаториях для нервнобольных.

Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязания борцов, кулачных боев, и грубейшие игры, лишенные красоты, как например – футбол и т. д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы.

Теперь Ваши вопросы.

1) «Ядро духа: Божественное начало остается без изменения навсегда или только без изменения на один цикл?»

Ответ: В каждой физической клетке имеется зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остается неизменным и нерушимым в вечности.

Ядро духа или высшее Ego в человеке растет и изменяется в беспредельности, при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть, если психическая энергия приводит в действие высшие нервные центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь, на Земле, одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании цикла, или четвертого круга, нашей планеты, он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях или способностях. Если и в следующих кругах он проявит ту же неослабную устремленность к совершенствованию, то он точно так же сохранит свое бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъем после длительного падения.

2) «Не может быть, чтобы Бог абсолютно допустил какую-то другую власть, Сатану. Сатана есть человек, его низкие стремления – больше ничего».

Ответ: Вся трудность в понимании существования зла при Благом Начале заключается в том, что люди очеловечили Несказуемое Божественное Начало и в то же время, наблюдая множества несовершенств в проявленном мире, вполне основательно недоумевают, как мог Благий и Всемилосердный Бог допустить губительные космические катаклизмы, все ужасы и страдания, переносимые людьми в их борьбе за существование? И тут ограниченное мышление начинает создавать представление о наличии такой же мощной силы зла в лице противника Бога, или сатаны. Но если мы отбросим ограничение или очеловечение Несказуемой Мощи и примем Величественный Пантеизм древних, отзвук которого мы находим в Заветах всех великих Учителей, и в Библии, и в Евангелиях, то все станет на место.

Бог, в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла, как такового, не существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все противоположения уже налицо, т. е. свет и тьма, дух и материя – противоположные полярности, добро и зло и т. д. Советую очень усвоить первоосновы восточной философии – существование Единой Абсолютной Трансцендентальной Реальности, ее двойственный Аспект в обусловленной Вселенной, и иллюзорность или относительность всего проявленного.

Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.

Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, т. е. становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном.

Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в космическом представлении и размахе должно само собою отпасть или опровергнуться.

Но также несомненно, что облик Сатаны как падшего ангела и Хозяина нашей Земли (следовательно, человеческой сущности) на горе нашей планеты существует, и, увы, он очень активен.

В Эзотерических Учениях Востока указано, что Люцифер пришел на нашу Землю вместе с другими Высшими духами, пожертвовавшими собою для ускорения эволюции планеты и ее человечества. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев, и, когда ему пришлось облечься в земные и плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте. Уже с первых времен Атлантиды началось его падение, и во всех последующих веках мы встречаем его ярым противником своих великих Собратьев, неуклонно восходивших во славе Света. Индусские сказания увековечили падшего во многих образах, наиболее известный среди них облик царя Раванны с острова Ланки (Цейлон), противника богоподобного царя Рамы и похитителя его жены Ситы. Тот факт, что дух падшего Ангела в потенциале ядра духа нес энергии, присущие нашей Земле, и был для него роковым, ибо тем самым он был особенно привязан к Земле. Мы знаем, что каждое погружение или воплощение в плотную оболочку неизбежно затемняет знание духа, насколько же сильно было такое затуманение при несовершенстве таких оболочек в конце времен Атлантиды, когда закончилась полная инволюция духа в материю! Только Высочайшие Духи, пришедшие с высших планет, потенциал духа которых подлежал высшему притяжению, сохранили на всем прохождении земного пути свой Свет неомраченным. Теперь Вы можете понять размеры Великой Жертвы, принесенной и все еще приносимой этими истинными Спасителями человечества. Они поклялись выдержать бой с иерофантом зла и остаться с страдающим человечеством на Земле до конца ее существования. Перечтите «Криптограммы Вост.» и все, что я уже писала Вам о Люцифере.

Люцифер сейчас возглавляет Ч. Бр., которое очень мощно, ибо оно имеет пособников среди масс на всем протяжении планеты. Именно, темные силы всегда действуют массами; в одиночном бою они не сильны. Также они отличаются большею сплоченностью, чем сотрудники Сил Светлых, ибо осознание опасности иногда лучший объединитель. К сожалению, многие светляки не верят в силы тьмы и представляют из себя печальное зрелище разрозненных единиц и тех теплых, о которых так грозно сказано в Апокалипсисе. Да, малочисленны светлые воинства на Земле, но все же при помощи Высшего Знания Иерархии Света, в конечном результате, победа всегда остается за Силами Добра.

Так, невежды смеются над существованием Сатаны и тем подтверждают правильность сказанного одним тонким мыслителем: «Победа дьявола в том, что он сумел внушить людям, что он не существует».

Ведь когда мы во что-то не верим или отрицаем, мы перестаем этого остерегаться и тем легче попадаем в тенета, расставленные многочисленными приспешниками тьмы. Конечно, особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло? Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду? Великий дар распознавания и, следовательно, свободной воли есть дар Божественный, и, лишь владея им, человек может стать подобием Божьим. Потому дар этот не мог быть принесен силою тьмы, но был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока.

В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл. «Так “Сатана”, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти»...

Конечно, этот «Сатана», как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству свет разума и великий дар бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Светоносцами или Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя.

Привожу несколько замечаний на поставленный вопрос о потусторонней жизни.

На возражение людей, «что никто не приходил из потустороннего мира и никто не может заглянуть туда», следует ответить, что это возражение очень несправедливо, ибо не отвечает истине.

Говоря языком доброго христианина, такому возражателю следовало бы ответить, что этим своим заявлением он отрицает свидетельства самого Христа. Ведь христианство утвердилось главным образом на посмертных появлениях Христа ученикам.

Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями – «тленное не может стать нетленным» или «не умрем, но изменимся» и т. д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос, после своей крестной смерти или своего воскресенья, обычно, при появлении своем, становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материализации тонкого тела. В гностической литературе можно найти указания, что, именно, во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира.

Всем, желающим ближе подойти к явлениям надземным, можно посоветовать ознакомиться с обширнейшей литературой всех веков и народов, трактующих о мире потустороннем. Ведь большинство даже не подозревает, какое огромное количество трудов на эти темы существует в мире! Мир никогда не был лишен зрячих, которые, обладая более усовершенствованным организмом, могли видеть то, что скрыто от грубого физического глаза. Кто же отважится сейчас утверждать, что только потому, что он не видит X или Y лучей или не ощущает наполнения пространства звуками, скажем, радиоволнами, то все это и не существует? Кто же отважится налепить на себя ярлык невежества такими утверждениями? Наука уже открыла лучи, которые могут делать физического человека невидимым? Кто возьмется утверждать, что в будущем не будет найден аппарат, который даст возможность заглядывать в Мир потусторонний так же просто, как мы видим и слышим человека посредством телевизии, хотя он находится за тысячи миль от нас? Почему люди так стремятся ограничить все возможности и прежде всего самих себя? Если уже рождаются дети, которые физическим зрением видят через самые плотные вещества, что было многократно доказано, то почему не верить тем, кто могут видеть мир тонкий и тоже физическим зрением? Это ограничение допущения или недостаток воображения нужно изжить, ибо иначе никакой прогресс в знании невозможен.

Возвращаясь к добрым христианам, опять приходится сказать, что именно они должны весьма осторожно отвергать существование потустороннего Мира. Разве жития почитаемых ими Святых не полны описаниями всякого рода явлений и посещений их обитателями Мира Тонкого или Мира Света?

Отрадное явление – тот интерес, который проявляется сейчас во всех цивилизованных странах к изучению вопросов, связанных с так называемыми сверхъестественными манифестациями. Англия, Америка, Франция, Швеция открыли кафедры при Университетах для исследования психических явлений. Многие ученые уделяют самое серьезное внимание этим вопросам. Конечно, почти во всех странах Европы и в Америке уже давно имеются Общ. Псих. Исследований, и результаты, ими достигнутые, представляют большой научный интерес. Даже в Италии, этой цитадели католицизма, допускаются сейчас подобные исследования. Так и самая распространенная Болонская газета уделяет ежедневный столбец, который ознакомляет читателей с деятельностью и успехами в изучении всевозможных парапсихических и потусторонних явлений. В той же газете д-р Стополини передает свою беседу с известным представителем католической церкви, касавшуюся отношения церкви к такого рода исследованиям и к широко распространенному на западе спиритуализму. Это духовное лицо сказало ему: «Католическая церковь, ревнивый страж своих великих традиций, вовсе не запрещает некоторые опыты, когда они производятся просвещенными и компетентными лицами с целью изучения. Но она запрещает их систематично, когда в них принимают участие невежественные и безответственные люди, стремящиеся лишь к удовлетворению своего любопытства и не умеющие распознавать качество подобных манифестаций»...

Следует признать, что замечание этого духовного лица в высшей степени разумно, и можно лишь пожелать, чтобы и остальные его коллеги примкнули к такому просвещенному взгляду на эти вопросы.

Что же касается до перевоплощения, то указаний об этом достаточно в Евангелии. Они удачно подобраны А. Безант в ее «Эзотерическом Христианстве». Закон перевоплощения есть основа всех истинных учений. Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадает. Кроме того, кто же может объяснить удовлетворительно всю жестокую несправедливость того, что один родится и красив, и богат, и счастлив, а другой должен влачить жалкую жизнь, часто физического калеки, или же всю свою жизнь бороться с самыми тяжелыми несправедливостями и бедствиями? Сейчас газеты и журналы, особенно на англ. яз., изобилуют всевозможными случаями из области так называемого сверхъестественного или потустороннего.

Редкая газета не приведет тот или иной замечательный случай, подтвержденный достаточным числом свидетелей.

Итак, можно утверждать, что теперь, когда столько ученых уделяют серьезный интерес ко всему связанному с областью психических манифестаций, мы будем в ближайшем будущем свидетелями великих открытий. Так изучением вопроса о передаче мысли на расстояние в одной Америке занято сейчас до 40 профессоров. А совсем недавно инициатор таких опытов проф. Мак-Дугл был высмеян своими коллегами и даже был лишен кафедры в университете.

Неопровержимые доказательства о существовании потустороннего мира и жизни в нем существуют в большом количестве и для многих, но беда в том, что широкие массы очень плохо осведомлены об этом. Кроме того, атавизм средних веков все еще заставляет некоторых людей опасаться рогов дьявола в каждом непонятном им явлении. Также костры инквизиции еще очень живы в памяти множеств, пострадавших от них, отсюда, может быть, и страх касаться этих вопросов.

Прилагаю перевод любопытной заметки из англ. газет. Из Лагорской газеты 15-го января.

«На днях опубликован отчет Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для обсуждения христианской доктрины с целью установить степень согласия среди представителей Англиканской церкви, а также для исследования, насколько имеющиеся некоторые разногласия могут быть изъяты или уменьшены».

«Комиссия протестует в нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой области».

«Комиссия считает историческое свидетельство о беспорочном зачатии неубедительным и заявляет, что вера в физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена».

«С другой стороны, Комиссия утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и конкретным, как и распятие» (?!).

«Комиссия разделилась во мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может творить чудеса, если это Ему угодно».

«Также она утверждает, что не может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на основании изложения Творения Мира в книге Бытия. Все образованные христиане согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем происхождении, и потому их значение для нас скорее символично, нежели исторично». – Как видите, логика вынесенных постановлений остается крайне своеобразной.

Надеюсь, что из написанного кое-что пригодится. Действительно, трудно даже представить себе тот поток книг, трактующих о жизни в мире тонком, который затопляет книжный рынок в Англии и в Америке. В Англии большим успехом пользовались книги на эту тему, написанные священником G. Vale Owen. Написаны они под диктовку духов. Два, три тома из этой серии «The Life beyond the Veil» у меня имеются, и должна сказать, что они заслуживают внимания. Несомненно, эти книги были даны под наблюдением Б. Бр. Многие методы употребляются Вел. Уч., чтобы пробудить сознание человечества. Каждой группе сознания дается то, что она может вместить, что ей ближе.

 

11.12.37

С болью в сердце прочла сообщаемую Вами печальную весть о несчастном случае с Вашим другом. Конечно, для семьи его такая смерть ужасна. Но для него она может быть даже благодеянием. Ведь особо светлые души, делаясь жертвою того или иного несчастного случая, особенно легко переходят в тонкий мир. Светлые Охранители погружают их в живительный сон, чтобы дать время тонкому телу залечить повреждения, а когда они просыпаются, они уже находятся на попечении друзей.

Что же касается до того, что этот случай даст новую пищу для злых и невежественных разговоров, то, мне кажется, это обстоятельство никого из преданных Учению Жизни не может смущать. Ибо сколько страшных и несчастных случаев приключается с подобными клеветниками и их единомышленниками. Чем объясняют их эти злобствующие слепцы?

Именно, всем восстающим и кощунствующим против очищения основ единого Учения Света можно снова и снова сказать: не вы ли распяли Христа? Не вы ли глумились над Ним, когда Он приносил вам Свет Истины? Не вы ли сжигали и терзали Его последователей? Не вы ли замучили десятки тысяч лучших умов, несших свет знания? Не вы ли остановили эволюцию человеческой мысли и ввергли все человечество в безумие самоистребления? Не вы ли восставали во времена Христа, как и теперь, защищая якобы искажаемые основы единого Учения Света? Вы изменили свои одежды, но по деяниям можно узнать вас.

Наконец-то нашла брошюру Г. С. Олькотта, в которой он приводит описание способа, к которому прибегли представители церкви для избрания и утверждения канонического Евангелия.

Разбирая легендарный характер жизнеописаний всех великих Учителей, Реформаторов, Олькотт доказывает, что все эти жизнеописания слагались по одному древнейшему образцу и в пример приводит и мифичность, встречаемую в жизни Христа, и также, каким образом эта мифичность утвердилась в христианской церкви. Конечно, высказываемая им здесь мысль не нова, ибо много виднейших историков придерживаются того же мнения. Те же утверждения можно найти и в «Тайной Доктрине».

Привожу Вам эту выдержку: «Ко времени Никейского Собора, созванного для разрешения споров среди некоторых епископов и для рассмотрения трехсот более или менее апокрифических евангелий с целью канонизации их, и которые читались в церквах как Откровение или вдохновенные Писания, – жизнь Христа достигла апогея мифа».

«Мы можем видеть некоторые из этих образчиков в существующем апокрифическом Новом Завете, но большинство их сейчас утеряно. То, что сохранилось о настоящем Каноне, несомненно, может рассматриваться как наименее предосудительное. И тем не менее, даже такое заключение не должно быть принято поспешно, ибо вы знаете, что Сабин, епископ Герака, лично выступавший на Никейском Соборе, утверждал, что – “за исключением Константина и Сабиния, епископа Памфилии, все прочие епископы были неграмотными, ничего не понимающими людьми (тварями)”, что равносильно тому, что сказать, что они были сворой дураков. Паппий же в своем “Синодиконе”, относящемся к этому Никейскому Собору, открыл нам тайну, что Канон не был утвержден путем тщательного сравнения нескольких евангелий, представленных им, но решение было принято на основании лотереи. “Представители Собора”, говорит он, “сложили в кучу все книги, представленные Собору на решение, под престол в церкви, а затем епископы обратились к Господу, прося Его, чтобы вдохновенные Писания остались на престоле, а все поддельные оказались бы под ним, – так оно и случилось”».

Прилагаю и Беседу, ко Дню Вселенского Праздника, которую прошу прочесть ближайшим друзьям.

«Вы знаете, как Мы ценим чувство торжественности. Именно торжественность дает устойчивость стремлению ввысь. Особенно расцветает это чувство в памятные дни Великих Героев. Особенно знаменательно, что человечество почитает Наших Братьев под разными именами. Можно собрать целые книги о почитании Нашего Братства. Люди полагают, что их Герои не имеют ничего общего с Нами. Но разве самые почитаемые, можно сказать, боготворимые Гиганты человечества не были Основателями Нашего Братства? Не забудем, что Они являлись на Землю под особым Лучом, и потому рождение их соединялось с некоторыми легендами. Не будем разрушать эти сказания, они поднимают торжественность и помогают воспринимать Великие Облики. Мы не поправляем сроки, условно установленные. Со своей стороны, Мы посылаем добрые мысли к Празднику человечества. Не нужно нарушать торжественность, когда знаем, какой подвиг связан с Днем памятным.

Люди не знают и сотой части значения подвига Великих Учителей. Люди сделали самые прекрасные жертвы чем-то обиходным и своекорыстным. Но даже и в умалении люди сохраняют частицу торжественности. Будем со всем терпением помогать сохранять хотя бы зачаток прекрасного чувства торжественности. Оно преображает жизнь и делает героев. Так будем сопровождать памятные дни каким-то необычным подвигом. Служение проявляется в подвиге, и он возможен в каждом состоянии человечества. Явление подвига есть радость Наша. Мы даем путь, но идти нужно ногами человеческими – таков закон, данный Великим Спасителем.

Явленный Подвиг запечатлен в хранилищах Наших. Невежды пытаются обратить действительность в мираж, но, по счастью, Мы храним доказательства Подвигов. Так посвятим Великий День необычному подвигу».

 

1937

Правильно заботиться о действиях, ибо в каждом действии уже заложена новая возможность. Народная пословица – «под лежачий камень вода не течет», прекрасно выражает оккультную истину: «в движении жизнь, в прекращении его – смерть». Психическая или жизнедательная энергия развивается и нарастает только при постоянном и ритмическом применении ее, но судорожные проявления ее ни к чему не приводят и даже губительны. Вот почему все занятые и деятельные люди очень выносливы и долговечны. Потому не будем опасаться нагруженности, но постараемся соблюдать известный ритм и обретем спокойствие во всех действиях наших. Сотрудничество значительно облегчит принятую ношу, вы знаете, в какой прогрессии нарастает сила согласных энергий. Сейчас вышла книга «Братство». Пусть эта книга, говорящая о высоком братском единении, не останется лежать на полке мертвым грузом. При неизбежной встрече с Уч. сможем ли взглянуть Ему в глаза, если не исполним основного завета о Единении?

Мы знаем, что неисполнение Советов Уч. действует как обратный удар. Удар этот может не сразу дать себя почувствовать, ибо в больших действиях следствия не могут сказываться тотчас же. В древности хорошо понимали этот закон кармы, но сейчас большинство глухо и слепо ко всем космическим законам.

Также прошу вас собрать все ценнейшие данные о психической энергии, так щедро разбросанные в книгах Учения. Ведь осознание психической энергии должно сложить мощную ступень в мировой эволюции. Ведь, именно, психическая энергия стучится под разными именами во все врата. Психическая энергия создает новую эпоху. Уже многие лучшие ученые подтверждают сказанное в книгах Учения. Передо мною лежит разбор интереснейшего труда биолога и врача Георгия Лаховского на франц. яз. «Как достичь Бессмертия?» Это настолько совпадает со всем сказанным в книгах Живой Этики, что не могу не привести вам несколько выдержек из этого научного труда. Так Г. Лаховский указывает, что для достижения бессмертия необходимо соблюдение трех правил: 1) Надо верить в долговечность, иначе говоря, верить в возможность достичь глубокой старости.

2) Надо избегать гнева, злобы, зависти, ревности, раздражения и, наоборот, развивать в себе добрые чувства и хорошее расположение духа, что необходимо для поддержания не только морального, но и физического равновесия.

3) Не бояться смерти и верить в бессмертие. Боязнь смерти сокращает нашу жизнь. Наше существование зависит от кровообращения, посредством которого различные участки нашего тела получают нужные для них материалы, в особенности кислород. Известно, что многие кровеносные сосуды могут сокращаться под влиянием чисто психических переживаний, в результате чего циркуляция крови нарушается, и кровь приливает к одним участкам и отливает от других. Человек, испытывающий гнев, ревность, зависть, вызывает постоянные нарушения кровообращения, которые с течением времени складываются и производят сильные изменения в организме, влекущие за собою болезнь и смерть. Ведь при сильном психическом воздействии тонкие сосуды могут лопнуть и вызвать опасные и даже смертельные кровоизлияния. Отсюда его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, будьте добрыми и ОПТИМИСТИЧНЫМИ, и тогда вы доживете до глубокой старости.

После изложения физиологии гнева он замечательно описывает электрические явления в организме, являющиеся жизнедателями организма. При гневе и других отрицательных душевных состояниях, вызывающих не только сокращение кровеносных сосудов, но и паралич отдельных нервов, эти электрические токи (псих. энергия), идущие по ним от симпатического нерва, прерываются, и «электрическое питание» желез внутренней секреции (от нормальной деятельности которых зависит жизнь организма) прекращается – последние начинают работать не так, как это нужно для нашего здоровья.

В нашем клеточном веществе, окружающем ядро, содержатся хромосомы и еще так называемые хондриомы, и эти элементы по своим качествам являются своего рода приемниками различных электрических волн, идущих отчасти из глубин космического пространства, и, конечно, главным образом, вибрируют на нашу психическую энергию. От вибраций таких хромосомов и хондриомов, приемников электрических волн, зависит, по мнению Лаховского, самая жизнь организма. Замедление или прекращение идущих через них электрических вибраций означает болезнь и смерть.

Таким образом, моральные учения получают совершенно неожиданное биологическое основание. Так подтверждается значение психической энергии, которая в основе фохатична. Фохат, как мы знаем, есть космическое электричество, или всеначальная энергия, имеющая на плане проявления несколько стадий. Также вы поймете теперь, как благодетельны те вибрации, которые посылаются Вел. Уч. во время болезни. Редкая ночь проходит, чтобы я не испытала эти целебные вибрации той или иной степени напряжения и длительности.

В последнее время наука так близко подошла к самым оккультным открытиям в области тончайших энергий. Потому вы твердо и спокойно перед всеми можете настаивать на вашем знании о воздействиях психической энергии, которая так наглядно проявляется в передаче мыслей на расстояние и в повышении вибраций, улавливаемых тончайшим аппаратом при напряженной мысленной работе. Мы изучаем психические и парапсихические явления, которыми сейчас интересуются все передовые, лучшие ученые. Также можем утверждать и наше знание о существовании Твердыни Знания, или Братства Махатм, этих Старших Братьев человечества, посвятивших себя великому знанию во имя общего блага и следящих за эволюцией мира. Все великие открытия, все великие идеи неизменно исходили и исходят из этого Источника Знания и Света. Как говорит проф. Херлэй: «В космосе должны существовать высокие Сущности, разум которых настолько же превышает наш разум, насколько последний превосходит разум простого жука, и эти существа принимают деятельное участие в управлении эволюционными процессами Природы».

Итак, если кто не знает о существовании этого Маяка человечества, то остается пожалеть его и посоветовать ему поскорее ознакомиться с огромнейшим литературным материалом, охватывающим тысячелетия, в котором рекордировано множество фактов и доказательств о нахождении такой Твердыни Знания не в заоблачных сферах, но на нашей Земле.

Потому, если некий невежда гордится тем, что он не получает указаний «из-за облаков», то из этого не следует, что самые высокие, самые ценные указания не получаются методом, недоступным сейчас для такого представителя ограниченного сознания. Между прочим, из священных писаний всех народов можно привести неоспоримые факты, что все религии, не исключая и позднейшую – христианство, основаны были именно на получении Откровения «из-за облаков». Всем таким косным гордецам нужно посоветовать пополнить свои знания. Вполне признавая, вернее, зная о возможности сообщений с миром надземным, мы, в то же время, настаиваем и на возможности получения указаний не «из-за облаков» от каких-то небожителей, но именно от Махатм, Великих Учителей, носящих физическую оболочку и занимающих на Земле определенное место. Потому мы так интересуемся всеми опытами по передаче мыслей на расстояние, которыми заняты сейчас в одной Америке уже до сорока профессоров во главе с проф. Рейном, не говоря и о других европейских ученых. Великий Платон говорил: «мысли правят миром». Наш современник, проф. Комптон, высказав предположение о нахождении действенной разумной силы за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает свой труд следующими замечательными словами: «возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира...» Итак, начав с воздействия идеологии мысли, мы приходим уже к постижению механики мысли. Потому собирайте, где только возможно, факты и научные доказательства, касающиеся психической области и о растущем интересе к ней.

В Латвии сейчас одна маленькая девочка находится под наблюдением комиссии врачей. Эта девочка читает мысли не только своей матери, но и посторонних людей. Друзья прислали мне книгу на немецком языке об этом феномене, написанную одним из врачей, наблюдающих за нею. Мы интересуемся всеми результатами, достигнутыми как отдельными учеными, так и Общ. по Исследованию Парапсихических Явлений в Америке и Европе. Интересны также опыты европейских врачей с радиэстезией.

В наш век расширения мысли и новых изумительных открытий, граничащих с миром нуменов, и все возрастающей быстроты в передаче сообщений, дико слышать об отрицании и ограничениях возможностей, таящихся в Беспредельности.

 

25.01.38

Вероятно, Вы уже знаете, что я не люблю слово оккультизм. Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно всюду изъять его, но, где возможно, я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые прежде всего заключены в самом человеке как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут нерушимую ценность.

Также не лучше ли, где форма изложения позволяет, вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Я избегала бы церковных выражений, когда имеется в виду Великий Принцип. Понятия воли и завета уже связаны с личностью и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала. Мне кажется, будет удачнее заменить эти понятия космическим законом.

Читала главы о соборах. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово «единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный»? Если принято второе, то тем паче должно быть воспринято и первое. Каждый сын единосущен отцу. Вероятно, греческий эквивалент этого слова имеет еще какое-то особое значение. Но, конечно, я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы разбираться во всех головоломках богословов. Думается, что это было бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение.

Достали ли Вы книгу Уайта «Борьба Религии с Наукой»? Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней сохранился ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.

Привожу Вам из Добротолюбия [том первый] прогноз Антония Великого о состоянии монашества в не столь отдаленном будущем.

«26. В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеется монашество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: “Отче! долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все это множество монахов?” – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: “придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместе с этим возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих истинному знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник). Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом. Но будут в то время такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Марк, 3, 11), нежели тот, кто влеком к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании”».

Да, самое трудное – это омыть тело Христа. И самое безумное и разлагающее явление заключается в признании некоторых представителей церкви – «что им не страшны отрицатели истины, но именно теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с ними они будут бороться всеми мерами насмерть». Вы чуете, что скрыто под таким признанием. Страшно становится за такое возрождение средневековой нетерпимости. И главное, что в основе лежат те же побуждения, которые создали Инквизицию, этот апофеоз человеческого невежества и корыстолюбия.

В то же время мы читаем в американских газетах: «по случаю Рождества, по распоряжению американских судебных властей сорок пасторов, содержащихся в заключении по различным делам, были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение не было дано лишь одному пастору, обвиняемому в тяжком преступлении».

По всему миру сейчас немало преступников среди пастырей. А сколько лиц принимает священнический сан лишь ради обеспечения куска хлеба!

Но на смену старому идет новое сознание, и оно в новом свете примет Заветы Христа и всех Его Великих Собратьев.

Новый Мир несет на знамени своем: Знание, Терпимость и Сотрудничество.

 

29.01.38

Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы, вероятно, уже заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия.

Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что Дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкое состояние материи), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний дифференциаций Единого Элемента, Духо-Материи. Так Дух будет вверху, а под ним все степени материи. Именно дух есть завершение Материи.

Потому следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней духа в том или ином качественном проявлении. Ибо, где только есть проявление, там и жизнь или дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны.

Первичная Материя, или Materia Matrix, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие стадии ее приобретают качество хаотичности.

Материя Люцида – одна из следующих, более или менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности.

Также нельзя называть Дух – Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение Материи, ибо, именно, лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасания с миром форм. Дух есть сознание, но Космический Разум есть коллективный разум всей проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в Логосах.

Элемент Дух-Материя, конечно, содержит в себе всю проявленную Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса.

Понимаю, что невозможно всюду избежать противоположения, ибо, действительно, грубые физические проявления так безмерно далеко отстоят от своих первоначал. Кроме того, именно, на сопоставлении пар противоположений мы закладываем первые ступени познавания, но на следующих уже научаемся совмещать эти противоположения.

Вас удивляет выражение – «отрицательная абстракция»? Но если мы вспомним, что Махатмы называли дух без покрова материи – nihil или же, что ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме отрицания, и называли ее Беспричинной Причиной или же Бескорним Корнем, или просто Нети, Нети (не То, не То), то и термин «отрицательная абстракция» окажется приемлемым.

Нет Божества вне Вселенной. Потому выражение – «аспект Божества и Вселенной» – может вводить в заблуждение.

В приведенной Вами выдержке одной лекции из «Т. Д.» имеется неточность. Лектор мог этого и не знать. Так он говорит, что «атомы качественно одинаковы и не имеют индивидуальности», это не совсем так, ибо хотя сущность атомов одна, но качественно они различаются. Различие это можно усмотреть в их вибрациях. Каждый атом отвечает на присущую ему вибрацию. Раз каждый из них имеет свою определенную вибрацию, то, значит, они уже обладают зачаточной индивидуальностью.

__________

Наша солнечная система состоит из большего числа планет, нежели это известно сейчас науке. Правда, некоторые из них находятся еще в процессе оформления. Хотя Уран и Нептун принадлежат к высшим притяжениям, все же следует их считать членами нашей солнечной системы; и эти две планеты имеют огромное влияние на нашу планету, конечно, и на всю солнечную систему. Воздействия Урана будут особенно ярко проявляться в грядущую эру.

Человеческая эволюция считается венцом Мироздания, но мы знаем, что земной человек еще очень груб в своей форме и тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры.

__________

Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности, в которую входила эта личность. При завершении одной из Манвантар, при просмотре Книги Жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление как личность собрать жатву высших энергий, питающих ее.

__________

Понимаю отчаяние, охватывающее при чтении «Тайной Доктрины». Но эта ступень перед Величием Космоса неизбежна. Придет время, когда отчаяние сменится радостью при созерцании величественной и вечной фантасмагории Бытия Беспредельного.

Для облегчения очень советовала бы выписать из «Т. Д.» только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите, как многое станет ясно. Обилие разнообразного материала, собранного для подтверждения того или иного положения, иногда затемняет основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места.

Также нужно понимать, что Пространство представляет собою океан огня и огненные искры его образуют бесчисленные монады.

 

11.02.38

Уменье найти радость в думах о близком духе, перешедшем в лучший мир, есть уже большое духовное достижение. Истинно, можно радоваться, когда дух переходит в тонкий мир, познав перед тем устремление к Иерархии Света. Такой дух получает поддержку от Вел. Уч., продолжает учение свое и приобщается к той работе, которая ближе всего духу его. Все земные духовные и сердечные связи не только сохраняются в тонком мире, но еще растут и утончаются. И Ваше спокойствие и радость, в большой мере, происходят от того, что в ночные часы дух Ваш пребывает в полном общении с близким Вам. Светлые, радостно устремленные мысли не только не отягощают перешедшего, но, наоборот, такие флюиды укрепляют и его устремление на общую пользу. Потому радуйтесь открывшимся перед О. В. возможностям и сами растите крылья, чтобы и Ваш переход был столь же радостен и прекрасен. Если бы люди знали истину, если бы они могли убедиться, что для светлого и устремленного духа момент смерти есть момент величайшего блаженства, то страх смерти оставил бы их навсегда.

Также не смущайтесь, что Вам приходится много работать, чтобы поддержать себя материально. Только не следует переутомляться, потому очень советую избегать особо тяжкой работы. Часы отдыха посвятите Учению и, где возможно, пытайтесь сеять добрые семена, всегда говоря по сознанию собеседника и не забывая о каноне «Господом твоим». Прекрасно, если будете выписывать темы из Учения, но делайте это тщательно, без пропусков, из всех книг в строгой последовательности. Также могу предложить Вам еще одну работу, крайне полезную. Совершенно необходимо составить полный индекс или, как это называется, симфонию всех книг Учения. Конечно, это труд самоотверженный и требующий большого терпения и тщательности, и вот мне кажется, что Вы исполнили бы его превосходно. Мне писали, что один из членов общества сделал индекс на книги Учения, но не знаю, на все ли книги, и, кроме того, насколько оставленный им индекс полон и представляет собою то, что называется симфонией. Именно, когда упомянуто не только одно слово, встречающееся на определенных страницах, но и все сочетания его, т. е. когда приведены два-три слова, следующие за ним, указующие на новую комбинацию его. Подумайте о таком самоотверженном труде и ознакомьтесь с техникой этой работы. Конечно, труд этот может быть разделен с несколькими сотрудниками.

Также очень радуюсь, что Вы приняли на себя дежурство в Музее. Можно бы приглашать в Музей и группы из просветительных учреждений и школ и давать им небольшие разъяснения и биографические сведения о художниках и значении искусства как самого мощного фактора в духовном развитии человечества.

Нам писали, что при обществе скоро начнет свою деятельность Женская Секция. Конечно, понимаю, что если Вы не освоились с местным яз., то Ваша непосредственная деятельность должна быть несколько ограничена. Но Вы можете подать полезный совет или поддержать желательное мероприятие. Потому присмотритесь к этой секции, если увидите, что Вам это трудно или же не отвечает Вашему устремлению, то не насилуйте себя. Изберите то, что Вам ближе. Но посещайте Общество. Мне крайне ценно, что Вы любите нашего Р. Я., и присутствие в Обществе дружественной ауры особенно полезно. Мы так стремимся установить единение среди всех сотрудников и превыше всего дорожим теми, кто понимают значение этого великого завета и единого оплота каждого строительства, тем более духовного. Часто люди, прочитавшие все книги Учения, тем не менее, не могут усвоить, что без умения поддерживать единение среди сочленов никакое духовное продвижение невозможно. Многие понимают единение как принятие всеми сотрудниками лишь их мнения и не могут найти в себе великодушия сделать уступку. Да, нет ничего труднее, как научиться сотрудничать. А между тем, новая ступень эволюции настоятельно требует установления такой кооперации. Все области науки, все виды труда, вследствие все прогрессирующей сложности их, уже вышли за рамки единичных усилий, и сотрудничество многих тружеников необходимо для достижения новых и неотложных заданий.

Потому предлагаю Вам еще одну высокополезную деятельность, которую Вы можете проводить именно в жизненном обиходе. Поддерживайте сотрудничество и вносите умиротворение.

__________

Совмещайте в полной мере труд физический с трудом духовным, и Ваша духовная радость приумножится.

Все Вел. Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание свое. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокрифах и, конечно, в эзотерических рекордах. Найдутся еще апокрифы, близкие к Его времени.

Так трудитесь, но не переутомляйтесь. Все Великие Учителя одинаково говорили о Срединном Пути. Все крайности, вредно отражающиеся на нашем здоровье, должны быть отставлены. Мы обязаны беречь наш инструмент, ибо состояние его отражается и на нашем духе и может очень подавлять его проявления. Между тем, подыматься мы можем лишь неотягощенным духом. Потому берегите себя и оставьте такой тяжелый труд, как уборка снега и т. п.

Теперь хочу сказать Вам, верьте в Новый Мир. Среди хаоса подымается мощная скала. Силы Света охраняют ее. Но люди, смотрящие с обывательской точки зрения, люди, не могущие выйти из колеи старого мышления и потому не понимающие размаха совершающегося сдвига, не могут понять те искания и запросы, которые наполняют сейчас лучшие сердца. Иван стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение.

Я верю в нашу родину, и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай. Сейчас весь мир проходит трижды трудные дни, и было указано прочесть в Апокалипсисе первый стих в главе 21 – «И увидел я новое небо и новую землю...» – Так оно и есть, и со старым сознанием не войти в Новый Мир.

Если у Вас есть вопросы, буду рада побеседовать с Вами о них.

Темные силы идут сплоченным фронтом, гонимые страхом перед их близким ослаблением. Сорок второй год ознаменует конец Черного Века. Наша планета вступит в новую, лучшую эпоху. Хотя следствия Черного Века еще будут тянуться, но уже посевы светлые начнут давать всходы под благодетельными лучами новых сочетаний Светил, и сеятели мрака начнут терпеть поражения. Сейчас же по всему миру эти сеятели усилены тяжкими космическими токами. Вот почему так необходимо всем знающим о чрезвычайном моменте хранить единение, ибо оно защитит их от многих нападений: Единение – лучший щит для здоровья.

Примите сердцем мои пожелания и храните радость возможности духовной и физической работы.

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик