Н.К. Рерих: "Путь"

"Письма Елены Рерих" (книга 2, фрагмент 10)

11.06.37

Каждое утверждение единения есть великое действо, следствия которого трудно учесть земными мерилами. Потому от всего сердца шлем признательность всем близким нам по духу и принесшим лучшие чувства ко дню Праздника Единения. Так пусть всем будет светло и радостно, пусть самоотвержение в единении украшает жизнь каждого истинного служителя Блага. Радуемся подвижности и деятельности, проявляемым Вашей группою. Самое важное – это возмущение вод, только так рождаются возможности. Но следует принять во внимание, что мы очень часто ожидаем совершенно определенного следствия от наших действий и огорчаемся, когда не видим немедленных и непосредственных, предпосланных нами результатов, и при этом не замечаем, что в другом, и нередко не менее важном направлении, действия наши принесли или заложили семена новых возможностей. Потому будем зорки, будем ловить возможности, посылаемые при действиях, при встречах и т. д. Жизнь в действии, застой – разложение. Потому благо всем устремленным к проявлению.

Теперь перехожу к Вашим вопросам. Вы хотите знать больше о психической энергии?

...Вы знаете, что психическая энергия называется энергией ВСЕНАЧАЛЬНОЙ, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями.

Так Парафохат есть основная, или всеначальная, психическая энергия в ее наивысшем космическом аспекте, и фохат есть следующий аспект ее в проявленной Вселенной. Та же психическая энергия в качестве жизненной силы разлита всюду, как ПРАНА. Пришло время объединить смысл энергии Всеначальной.

Параграф из Учения: «Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую энергию и как познать полезность ее. Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность на проявление сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией. Также лишь в дружном общении можно получить плоды объединенной энергии, но для этого необходимо понять, что есть согласие».

Психическая энергия есть Дух Святый, Псих. энергия есть любовь и устремление. Псих. энергия есть синтез всех нервных излучений. Псих. энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях, и будет развитием этой жизнедательной энергии. – Помните § 55 из кн. «Община»? «Устремление – ладья Архата. Устремление – ключ от всех пещер... Устремление – есть число звезд!» – Я так люблю этот параграф! Можно сказать, что там, где нет устремления, там отсутствует и высокая психическая энергия.

Вы правы, что психическая энергия может быть воспринята, лишь если нервные центры готовы ее принять. Но насильственно никто не может даровать ее. Можно передать известное количество из своего запаса другому человеку в том случае, если он может воспринять. Этим объясняются многие чудеса исцеления. Также психическая энергия получает мощь и из пространства, если она приобрела качество магнита. Все явления, как телепатия, передача мысли на расстояние, внушение, целение, ясновидение, яснослышание, психометрия и т. д., – все связаны с проявлениями психической энергии того или иного качества ее. Следует всегда помнить, что качества психической энергии бесконечны в своем разнообразии.

Кундалини есть та же жизненная сила или психическая энергия, действующая через центр у основания позвоночника. Но у высоких Духов она действует через сердце. В прошлые века внимание обращалось, преимущественно, на центр Кундалини для достижения очевидного результата действия психической энергии. Но в грядущую эпоху при сближении миров особенно усиливается центр сердца. Ибо действие через центр кундалини убедительно и действительно главным образом для земного состояния, но для достижения высших миров и пребывания в них необходимо утончение сердечной энергии. Вот почему в Учении столько говорится о сердце, этом солнце солнц.

Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, т. е. может служить добру и злу. Потому как во времена Атлантиды наблюдались самые различные качества ее, так и в грядущей эпохе можно ожидать самых разнообразных проявлений ее. Но при пробуждении большей духовности в человечестве, благодаря воздействию новых пространственных лучей, достигающих нашу планету, будем надеяться, что высшие проявления или качества ее будут преобладать. Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца.

Теперь следующий вопрос: как понять слова в Еванг. от Иоанна – «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Несомненно, слова эти не совсем точно переданы. Ведь невозможно допустить, чтобы Евангелия, из которых первое было написано чуть ли не через сто лет после ухода Хр., и после того, как они прошли цензуру стольких ревнителей, могли в точности выражать мысль Хр. Но все же я понимаю это так, что если мы прощаем согрешившего, то тем самым мы со своей стороны не утяжеляем его карму. Тогда как если мы будем таить в себе злобу и непримиримость, то еще больше осложним его карму, но, конечно, при этом не поможем и себе, наоборот. Припомним, что сказано в Учении, § 445: «Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем, он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон кармы остается поверх обоих участников. Повелители Кармы могут до известной степени изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое пламя нелегко разгорается. Великие жертвы приносились для возжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живет в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют и скрижали Братства. Прекрасно, что и сейчас не забывают о понятии, которое существует через века. Не будем отвергать даже малое понимание о пути надземном».

Возвращаюсь к словам из Еванг. от Иоанна, которые обычно приводятся параллельно с изречением из Еванг. от Матвея (гл. 18, ст. 18). «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Именно на них церковь, выдавая себя за преемницу Апостолов, основывает свою власть прощать и карать вплоть до анафемы. Об этом я уже писала, потому привожу и Вам эти строки. «Чтобы правильно понять вышеприведенные слова Христа, нужно внимательно прочесть предыдущие стихи в той же главе, начиная от ст. 15-го. Стих 18-й есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и ясно указывает на действие закона кармы. Ибо, истинно, если здесь, на Земле, мы не разрешим полюбовно наши распри с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире, в котором мы жнем посеянное нами. Вот почему так советуется, поскольку возможно, погашать карму и разрешать наши отношения с людьми, пока мы еще на Земле. Но почему обращение “вы” в стихе 18-м следует понимать как только относящееся к апостолам, а не вообще ко всем? Конечно, нетрудно понять, почему слова эти были истолкованы как означающие передачу Христом своим апостолам особого права нечто связывать и разрешать или, иначе говоря, карать и прощать.

Но, строго говоря, никто, даже Высочайший Дух, не может простить чужие грехи, ибо это противоречило бы закону кармы. Он может лишь до некоторой степени облегчить карму. Если лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто же может без его личного, непосредственного участия что-либо изменить в его существе, а следовательно, и его судьбу? Высокий Дух может лишь помочь ему при его усилиях преобразить свою внутреннюю сущность, но это и все. Именно во всем нужна кооперация или сотрудничество».

В заключение моего письма хочу просить Вас от времени до времени напоминать всем приблизившимся об испытаниях, которые, как Вы знаете, неизбежны. Именно, ученики должны найти в себе силу духа одолеть врагов, которые, конечно, прежде всего живут в нас самих, в виде всяких неизжитых страстей и привычек и часто только под действием обстоятельств и условий извне подымаются в сердце, отравляя наше сознание. Укажите им на следующий параграф из кн. «Братство».

§ 483. «В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг, даже перед самыми ужасными ликами. Ведь хаос в страшном безобразии, неминуемо, пытается преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания».

§ 529. «“Привычка – вторая природа” – мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их нелегко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем, для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости.

У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождении от привычек. Такие испытания должны быть неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще от них человек защищается больше всего. Они, как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции».

 

19.06.37

Порадовалась, что Вы собираетесь уделить внимание психической энергии и силе мысли. Этот вопрос сейчас наиболее существенный. Необходимо будить сознания людей к правильной оценке значения мысли. На основе кооперации и значения мысли зиждется грядущая эволюция. Потому собирайте как можно больше материала практических достижений в области передачи мысли.

Какие замечательные испытания распознавания ликов посылаются Вам! Но я уверена, что Вы выйдете из них победителем.

Итак, будем черпать мудрость через сравнение разных ликов. Припомним, какие лики уже раскрылись в течение короткого времени. Проявим соизмеримость. В Учении сказано: человек, не знающий, что есть соизмеримость, не может считаться духовным. Соизмеримость есть золотое равновесие.

Вивекананда, говоря о Вл. Будде, сказал – «Сердце Великих Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его», иначе говоря, знают соизмеримость. Истинно, соизмеримость руководит Ими. Соизмеримость граничит с целесообразностью, которая царствует во всем Космосе.

Прочла приложенное письмо и захотелось помочь автору его разобраться в сложном комплексе человеческого существа. Но прежде всего должна сказать, что буддисты не утверждают, что человек есть «То», или же Бог, совершенный и вечный. Это утверждение принадлежит последователям Веданты. Кроме того, не следует думать, что присутствие в нас или же наша приобщенность к совершенному Божественному Началу делает всякую эволюцию бессмысленной. Наоборот, только наличность в нас этого вечного Начала и делает возможным эволюцию, ибо вся Вселенная, все Бытие имеют существование лишь благодаря этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность этого Божественного Начала в его потенциале является залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться. Признавая неизменность и совершенство Божественного Начала, ведантисты признают и всю сложность человеческого существа как отражения Вселенной, этого комплекса комплексов. Макрокосм находится в непрестанном процессе разворачивания или становления, так и человек-микрокосм неустанно раскрывает и накопляет новые возможности, именно, благодаря присутствию в нем совершенного, вечного Божественного Потенциала.

Буддисты отрицают существование неизменной души в человеке и во всем бытии, ибо в человеке и во всей проявленной Вселенной они видят непостоянство и преходящее или, говоря современным языком, эволюцию всего сущего. Но ни один просвещенный буддист, онтологические представления которого ближе всего к современному энергетическому мировоззрению, не будет отрицать существования Божественной энергии в человеке, которая в основе своей вечна и неизменна. Потому безразлично, назовем ли мы эту энергию Богом, Духом, или вечным Свидетелем, или даже Божественным Огнем, величественное, трансцендентальное значение ее от этого не изменится.

Полезно вспомнить, что сказано в Агни Йоге, § 275. «Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а Буддизм говорит о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетается подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можно прибавить к пламени огня любой химический состав и тем изменить цвет и размеры его, но стихийная сущность огня останется неизменной. Не вижу противоречия основ Веданты с Буддизмом».

Так ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая буса которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но, с точки зрения буддистов, ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Кто-то протестует против деления человека на дух и материю. Конечно, в своей ультимативности дух и материя едины (материя есть кристаллизованный дух), но на плане проявления или дифференциации все меняется, и чем ближе к плотным слоям, тем дифференциация или разъединение становится резче. Так если в Мире Огненном дифференциация между духом и материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость света, то, увы, на нашем земном плане она достигает чудовищного огрубения. Потому, имея в виду всю сложность организации человека, приходится во многих случаях для того, чтобы быть понятым, прибегать к делению на дух и материю.

Так как, в течение своей земной жизни, умственно развитой человек живет и действует на двух и даже трех планах и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но, в силу тонкости тех вибраций, восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы. Потому, при бедности терминов в нашем языке для таких понятий, принято говорить о человеке в его тончайшей оболочке как о духе, и о его физическом футляре как о материи.

Кроме того, не знаем ли мы о «чаше» накоплений, которая при каждом воплощении проявляется лишь частично. И не будут ли такие накопления «чаши», именно, знанием или отложением энергий вокруг огненного зерна духа? Потому нет противоречий, если мы скажем, что человек представляет собою несовершенное духовное существо, или же если, при разборе некоторых аспектов человеческого комплекса, мы прибегнем к делению на высшее и низшее проявление этого комплекса.

Мы знаем, что дух без материи не имеет существования. Там, где Бытие, там и материя, как бы ни была она незрима для нас. И человек есть лишь комплекс бесконечных градаций в дифференциации единого элемента ДУХО-МАТЕРИИ.

Следует всегда помнить два основных положения тайноведения, а именно: 1) Неотделимость и Неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной и 2) Единство основного Элемента Духо-Материя. От неосознания и неприятия этих коренных оккультных тезисов проистекают все непонимания и заблуждения.

При новом понимании учеными материи и проявляемом интересе к силе мысли, Учение Будды займет должное место в грядущей эпохе. Ведь, именно, буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Будьте воином на дозоре и помните о неизбежных испытаниях.

 

02.07.37

Вся Вселенная проникнута Единым Божественным Началом, зримое и незримое бытие которого выражено в вечном, никогда не прекращающемся Движении (Дыхании), порождающем все новые и новые дифференциации и сочетания в нескончаемой смене и процессе раскрывания этой неизмеримой, несказуемой и вечно непознаваемой Тайны из Тайн.

В основании всего Мироздания лежит великий импульс или устремление к проявлению. Это тот же импульс или жажда бытия, который влечет и человека к воплощению. В своем высочайшем аспекте это есть Божественная Любовь, а также и сублимированная человеческая любовь. В древнейшие времена, именно, Кама, Бог Любви, почитался величайшим Богом. Бог есть Любовь, и в любви, и через любовь зачато каждое проявление Его. Весь Космос держится Космическим Магнитом или Божественною Любовью в велении Бытия. Так скажите Вашим собеседникам, что Божественная Любовь зачинает все миры.

В Божественном сознании нет ни начала, ни конца, а лишь вечное ЕСТЬ. Так как невозможно представить себе Беспредельность, имеющую начало, то и говорить о начале Мироздания не приходится. Разве может ум человеческий представить себе даже начало одной из великих Манвантар, число которых теряется в беспредельности? Из Сокровенного Учения мы можем составить себе некоторое понятие о зарождении нашей планетной цепи и постараться, по аналогии и по имеющимся некоторым намекам, уловить проблески о зарождении цикла солнечной системы.

Также Вы знаете, что во время частичных пралай или обновлений планеты, или солнечной системы, Величайшие Существа (Лестница Иакова), коллективно представляющие Космический Разум и Творящее Начало, держат дозор и планируют будущий цикл жизни солнечной системы или же планеты, а затем Сами Они являются главными Исполнителями этих начертаний. Откуда же все легенды о Пантеоне Богов, или Аватарах и Бого-человеках? Ведь Иерархическое Начало есть космический закон, есть принцип ведущий, потому имеется и Высшее Духовное Существо, или Иерарх, принимающий на себя ответственность за целый Цикл, или ту или иную Манвантару. В человеческом представлении такой Высочайший Дух сливается с Образом Бога личного и даже Бога Вселенского.

__________

Относительно психической энергии привожу Вам слова из книги «Аум». «Наверно, вас не раз спросят – как развивать психическую энергию и как познавать полезность ее? Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность для проявления сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган. Можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией. Также лишь в дружном общении можно получить плоды объединенной энергии. Но для этого необходимо понять, что есть согласие».

Так и советуйте Вашим ученикам устремиться к улучшению качества во всем, во всей жизни. Это будет лучшим накоплением психической энергии.

Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувствознание слагается из накоплений в прошлых жизнях и хранится в «чаше». Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо все знание, получаемое нами, прежде всего основано на чувстве. Особенно ярко выражено это при всех трансцендентальных переживаниях. Пробуждается чувствознание вместе с напряжением действия психической энергии. Как видите, все переплетается во взаимном сотрудничестве и все зависит одно от другого.

 

06.07.37

Теперь Ваши вопросы. Самоубийцы обычно находятся в слоях, ближайших к земле, ибо магнитное притяжение их энергий к Земле еще не было изжито. Их эфирное, или низшее астральное, тело особо приобщает их к земным ощущениям. Лишь у исключительно высоких духов эта низшая оболочка растворяется еще при жизни. Такому преображению помогает четкое сознание. Конечно, сфера, ближайшая к Земле, очень тяжка, но если при жизни дух, хотя бы иногда, стремился к Свету, то и здесь он может найти, если он сумеет собрать и направить свою волю, воздействия Сил Высших и с Их помощью может улучшить свое положение. Но, большею частью, именно самоубийцы никогда не думали о мирах надземных, и потому они не могут понять, что же произошло с ними? Если сознание при жизни было смутно, то, конечно, смутность эта усиливается еще больше после разъединения с физической оболочкой. Сознание и его высшее качество – психическая энергия – должны быть очень четки и деятельны при земной жизни, чтобы впечатления или отложения энергий запечатлелись и на центрах тонкой оболочки, иначе при смене оболочек человеческая сущность пребывает в тонком мире в полусонном состоянии.

Психическая энергия совершенно необходима при переходе или смене одного состояния на другое. Наша психическая энергия несет нас в сферу, соответствующую нашим накоплениям, и чем сильнее было предсмертное стремление духа, тем выше он может подняться. И если основной запас и качество его психической энергии не позволит ему удержаться в высшей сфере, куда последний мощный порыв донес его, то все же он навсегда сохранит воспоминание восторга духа, пребывая в сфере, соответствующей его духовным достижениям. Вот почему в древности так заботились, чтобы последние минуты на Земле были радостны и устремлены к самому Прекрасному. Несчастные же самоубийцы, именно, прекращают в себе всякий ток психической энергии. Отчаяние, толкающее их на совершение такого безумия, и является полным отливом психической энергии, и они остаются во власти земного притяжения. И тоска и страдания их будут продолжаться до наступления срока их естественной смерти. В исключительных случаях, когда сознание лишь временно было затемнено тяжким сцеплением обстоятельств, эти несчастные, вспомнив о Свете, могут найти в себе силу воли обратиться к Высшей Помощи и устремиться к искуплению. Потому искренняя сердечная молитва к Светлым Силам о помощи таким несчастным не остается без ответа, при условии, конечно, что эти несчастные и сами будут стремиться подняться духом.

Конечно, низшие сущности среди самоубийц могут изощряться во всяких эксцессах. И вампиризм – далеко не редкое явление. Не изжитые, не трансмутированные энергии влекут их с особою силою к земным ощущениям.

Все, сказанное в «Чаше Востока», есть истина. Отделение монады есть утрата воспоминания о личности, но не индивидуальности. Но окончательное разъединение монады с прочими принципами человека есть страшная вещь, худшее, что может произойти, ибо это задерживает эволюцию индивидуальности на многие и многие тысячелетия. Такой монаде придется заново строить себе вместилище или проводник, проходя через все низшие формы.

Вы хотите знать о смерти или, вернее, о смене состояния. Но в книгах «Живой Этики» столько указаний, которое из них непонятно Вам? Повторю еще раз. Следует твердо запомнить, что качество и размеры нашего земного состояния обусловливают и ясность нашего сознания в тонком мире. То, что не осознано здесь, не будет осознано и там. Сонные сознания остаются такими же и в тонком мире. Мы приобретаем новые энергии для трансмутирования их в знание лишь здесь, на Земле, потому так важно каждое устремление к знанию, каждое накопление.

Итак, если в нашем Ego не было заложено неукротимого устремления к познанию здесь, на Земле, то откуда же оно явится и в тонком мире? Там царствует мыслетворчество или духотворчество. Но легко ли такое мыслетворчество? Для этого нужно научиться мыслить на Земле. Так невозможно приобрести в тонком мире те качества, которыми мы пренебрегли в земных жизнях. После всего сказанного Вам, вероятно, станет ясной основная и решающая роль утонченной психической энергии при всех сменах оболочек.

 

19.07.37

«Осторожно обойдем осмоленные узлы судьбы и покроем течение кармы льдом понимания». Вам непонятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность, при встречах кармических, может помочь нам распознать старого должника или кредитора, и, именно, чувствознание подскажет проявить настороженность и соответствующие действия. Но, конечно, в большинстве случаев неосторожное прикасание к яркому прошлому захватывает человека, и он снова и снова отдается тем или иным чувствам, утяжеляя старую карму, которая тем самым будет тянуться за ним на многие существования.

Течение кармы можно покрыть льдом понимания или, иначе говоря, остановить, или даже прекратить ее действие. И это возможно через преображение нашей сущности и приближение к Иерархии Света. Именно, Иерархия Света помогает ученику разбираться в жизненных встречах, и он уже не позволяет кармическим воспоминаниям овладевать его чувствами.

«Но бойтесь разрушить этот покров неразумием или свирепостью, на Щите Нашем запрещенной». – Если Высший Иерарх пояснил нам смысл встречи, мы же, не будучи в состоянии справиться с нашими чувствами, дадим им полную волю в том или ином направлении, т. е. в смысле безрассудного давания и самоотдавания или же в проявлении жестокости, то мы свяжем себя новой и еще горшей кармой и тем лишим себя, и может быть на долгие века, приближения к Вел. Учителям. Не может человек, отягощенный кармою, быть приближен. Он может получить поддержку, но приближение – нечто совершенно другое.

Также не следует думать, что Высшие Силы посылают нам испытания. Сама жизнь богата ими. И, конечно, самые опасные испытания те, которые имеют корни в прошлых жизнях. Испытания, производимые Великими Учителями, есть наблюдения над отношением и находчивостью испытуемого ученика ко всем жизненным проявлениям, и часто очень незначительным по виду, конечно, лишь в нашем ограниченном земном представлении малого и великого.

«Если миры на испытании, то и каждая частица их испытывается. Можно предвидеть, что кто-то ужаснется от такого положения. Но лишь недомыслие может препятствовать приветствовать закон эволюции. При расширении сознания можно полюбить такое непрестанное движение. Неужели лучше пребывать в несменной темнице ошибок и заблуждений? Напротив, много радостнее чуять постоянное испытание, которое порождает чувство ответственности. При каждом сотрудничестве на пути к Братству ответственность будет основою продвижения».

Но многие ли понимают, что есть ответственность? Самую священную ответственность они часто готовы рассматривать как величайшее насилие над их свободою.

Радуюсь Вашему бодрому духу. Счастливо пронесшаяся грозная туча помогла Вам заглянуть в глубины Вашего существа, теперь Вы будете лучше вооружены при следующих встречах. Они не застанут Вас врасплох, и Ваше сердце будет на страже. Помните, я Вам писала, что распознавание ликов есть одно из главных знаний, необходимых на пути. Оно очень тяжко и несет с собою много горьких минут, но приходится закалить свое мужество и волю и дисциплинировать порывы чувств.

Уметь нужно каждого вновь приходящего встречать, как неизвестное в задаче, и в то же время не допустить преступного презрения и равнодушия. Во всей жизни, на каждом шагу, мы встречаемся с противоположениями, и нужно уметь совмещать их. Наука о совмещении противоположений и нахождении равновесия и есть великая Дисциплина, проходимая каждым на пути к Братству.

Суров путь приближения к Братству. Земные радости оставляют нас. Но на смену им приходят иные радости, гораздо выше и глубже, но до них нужно дорасти. Радость близости Белого Братства. Радость возможности сотрудничать с Ними. Радость постоянному расширению и углублению понимания жизни и действующих космических законов. Также не мала радость, получаемая от созвучных сердец ближайших друзей и сотрудников.

«Если бы только люди осознали, в каком видимом и невидимом сотрудничестве они могут участвовать. Если бы люди осознали, насколько они могут приумножить силы свои в сотрудничестве с Братством. Если бы они хотя помыслили о сотрудничестве, которое может быть явлено в каждое мгновение. Но не только люди не приближаются мыслями к Братству, но считают и думы о Братстве смешными.

Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся на помощь человечеству. Одна такая мысль уже создает прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как РАДОСТЬ. И капли пота, и священные боли будут венцом познания.

Не будем принимать слова эти как отвлеченность, ибо такое отрицание закроет лучшее вместилище – сердце. Каждая капля пота труда, каждая боль о человечестве живет в сердце. Пусть будет слава сердцу вместившему».

Так на РАДОСТИ великому сотрудничеству закончу мое письмо. Пусть будет Вам светло и радостно. Идите путем великого служения человечеству и во всем и ко всему прилагайте мерки пути высшего, именно, не упускайте из виду великую СОИЗМЕРИМОСТЬ.

 

31.07.37

Получили Ваши объемистые послания со вложением фотографической карточки, спасибо за то и другое. Описание Вами положения вещей среди разных группировок и некоторых слоев общества совпадает во многом с тем, что мы слышали из иных источников. Также и наше личное чувство давно уже подсказывало все наблюдаемое Вами неблагополучие. Скажу откровенно, горюю, что в упомянутой Вами группе заняты чтением и обсуждением книг «Живой Этики». Если эта группа состоит из сознаний, которые находятся еще на той ступени, когда они исключают друг друга, то, действительно, не следовало вносить туда кн. Учения. Разве возможно изучать «Основы Этики» в атмосфере недоверия, раздражения и даже открытой враждебности! Именно, следует оградить Учение и великие понятия от кощунства, потому очень прошу Вас оставить Учение, если оно говорит Вашему сердцу, для себя и обмениваться мыслями по поводу прочитанного лишь с преданными друзьями. Учение распространяется путями неисповедимыми. Со всех концов мира летят к нам и друзьям нашим вести от созвучных и горящих сердец, потому зачем отягощаться сознаниями не воспринимающими? Не полезнее ли отдать время и силы истинно нуждающимся в слове Света? Мы никого не собираемся обращать и принимаем лишь добровольно приходящих. Пусть каждый следует пути, который ему ближе.

На Ваш вопрос – почему Великие Учителя не укажут на многие ошибки, совершавшиеся и совершающиеся? – отвечу параграфом из «Мира Огненного»:

§ 14. «Спросят – почему не останавливаем те лжеисточники? Почему не выявляем тех, кто послания искажает? Отвечайте – если бы насильственно останавливать течение, по которому человечество идет, то изуверство перешло бы в зверство. Так злая свободная воля течет, как лава, поглощая в истории тех, кто ополчается против Блага. Ведь насильственное явление не может дать человечеству пути праведного, ибо все тонкие энергии могут приниматься лишь огненным сознанием. Терпимость, истинно, есть удел огненного сознания. Конечно, нужно очищать всюду те грязные наслоения, и удел огненного сознания есть очищение рекордов пространства. Среди накоплений страниц писаний человеческих нужно будет отметить те пагубные рекорды, которые засорили мозг даже недурных людей. Так на пути к Миру Огненному нужно понять великое значение восприятия высших энергий и посланий тонких». Перечтите и параграфы 11, 12 и 15.

Вы спрашиваете – почему Вел. Уч. не укажут на значение Нового Учения? Но Они указывают тем, кто может воспринять. Для этого нужно иметь сознание открытое. Вникните глубже в Учение, и многое уяснится. Каждый вопрос освещен со многих сторон.

Да, Учение Живой Этики основано на почитании Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей. И чем крупнее дух, тем шире и выше понимает он великий закон Иерархии. Не устану повторять – принцип Иерархии есть закон космический. Вся Вселенная насыщена и существует и держится лишь этим принципом. Каждая форма во Вселенной носит в основании своем ядро, каждый центр устремления живет на принципе Иерархии. Именно, в Космосе существует подчинение низшего высшему. На этом основана эволюция. В книгах Учения сказано: «Из всех принципов ведущих принцип Иерархии самый мощный. Каждый явленный сдвиг творится принципом Иерархии. Куда может направиться дух без Руки Ведущей? Куда может глаз обернуться и сердце обратиться без Иерархии?.. Зерно духа насыщается космическим лучом Иерарха...» Именно, признаком принадлежности к шестой расе и будет принятие закона Высшего Водительства, признание Иерархии во всем ее объеме.

Предоставьте людей их собственному неограниченному водительству, и устрашающая инволюция немедленно вступит в свои права. На Западе сейчас особенно восстают против всякого авторитета и дрожат за свою индивидуальность, которой в большинстве случаев не обладают, ибо пребывают в оковах предубеждений, предрассудков, атавизма и невежества. У многих знание духа минимально, и они проходят жизнь, водимые голосом низшей самости, который принимается ими за высшую интуицию. Разве не свидетели мы уже последствий таких безумий?

Я уже высказывалась о видениях и сценах посвящений, изложенных в некоторых книгах, и отказываться от своих слов не собираюсь. Также ничего нет кощунственнее утверждения, что сила таинств настолько мощна, что нравственный уровень священника не имеет значения, лишь бы в точности были исполнены формулы и соблюдена преемственность посвящения!!!

«Истинно, тончайшее может быть воспринято лишь тончайшим, именно при действии тончайших энергий нужна полная гармония или соответствие. Из грязного не сделаешь чистого. Истинно, нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый утвержденный ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие ошибаются, полагая, что внешний ритуал покроет и внутреннюю мерзость. Никакие таинства без очищения сознания и соответствующих добрых дел не помогут никому и ничему. Запомнить нужно, что все лишь в сознании». Расширенное и очищенное сознание – панацея от всего и сезам ко всему. Также рассказы о всяких торжествах и посвящениях, на которых присутствовали те или иные лица, оставим на личной их ответственности.

Конечно, Вы правы, что людям нелегко разобраться во всем обилии появляющихся сейчас самоявленных адептов, но для этого и даны были через Е. П. Бл. основы Учения Бел. Братства, но кто удосужился изучить их? Все предпочли облегченные и удобные интерпретации, вместо того, чтобы направить свое внимание, именно, на основные Заветы. Утверждаю, что Е. П. Бл. была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА. После нее было дано через Франчиа Ла ДЬЮ замечательное Учение Учителем Ил. Но многие ли слышали о нем? Почему оно замалчивается некоторыми группами теософов? Почему выдающие себя за посланников Бел. Братства и учителей, принадлежащих к Солнечной Иерархии (?!), нигде не упоминают об этом явлении?

Сейчас дается Океан Учения «Живой Этики», изучив его, человек будет вооружен на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознавание станет сопутствовать ему на его жизненном пути. Но уже сколько ополчившихся против него! Но так как каждое Учение должно было входить в мир при криках врагов, чтобы человечество обратило на него внимание и не забыло его, то будем наблюдать действие этого закона, свидетельствующего о низкой ступени развития нашего земного человечества. Джины еще долго будут строить храмы и одарять людей новыми Богами. Распятие Иисуса Хр. дало миру нового Бога, новую религию.

Вы спрашиваете, каким образом высокий дух может заниматься обманом, выдавая себя за Учителя Белого Братства? Конечно, ни один высокий дух не будет заниматься обманом, но прежде всего следует установить, в чем будет заключаться критерий для определения Уч. Бел. Бр.? Критерий земной очень разнится от критерия надземного, или высшего. Святошество и приторная, часто лицемерная доброта не будут признаком величия духа. Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу.

Удивительно сознание людское! Оно готово поверить любому самоутвержденному и ничем не подтвержденному земному авторитету, передавшему весть, полученную якобы из Высшего Источника. Но когда весть эта окажется пустоцветом, то никто из уверовавших не подумает уличить передавшего ее, но прежде всего поторопится обвинить Высший Источник! Еще раз спрошу – почему искать ошибки в указаниях, исходящих якобы от Вел. Уч., а не поискать их в кармане передатчиков их?

Да, можно указать, как люди считали Великих Братьев человечества темными силами. Можно перечислить, как самые ужасные бедствия приписывались Им. Как обвиняли Их в насилии и угрозах. Особенно настаивали те, кто не желают слышать Слово Их. Люди доходят до такой меры лжи и кощунства, что скажут, что Великие Братья отрицали Христа! Можно ли поверить такому кощунству? Но, тем не менее, многие служители тьмы готовы сеять и такую клевету, лишь бы разъединить. Но каждый, кто знает построение и состав Братства, ужаснется такой клевете. Обычно клевета невежественна, но сами взрослые люди не брезгают повторять явную ложь. Можно было бы сказать – устыдитесь, невежды! Устыдитесь, носители разъединения!

«Спросите себя – не ошибаюсь ли? Но невежды не могут ошибаться, ибо они живут в ошибках и впасть в них уже не могут». Конечно, и ошибки приписывались Вел. Бр. по своему усмотрению. Так проэкзаменуйте таких хулителей и отрицателей и убедитесь, что основа их отрицания будет лежать в невежестве. Обычно те, кто не видят нового, не ведают и старого. Наблюдательный зоркий ум может усмотреть новое в каждом обиходном явлении, но такая привилегия принадлежит уму открытому и не отрицающему. Каждая эпоха выдвигает понятия, необходимые для следующей ступени эволюции, и вот эти понятия и подчеркнуты в книгах «Живой Этики» – Сотрудничество или Кооперация, Женское Движение, значение Мысли и изучение Психической Энергии. Лучшие и наиболее восприимчивые умы уже звучат на эти вибрации, и мы счастливы отметить это.

Огонь и психическая энергия неделимы, ибо последняя есть качество огня. Психическая энергия есть энергия всеначальная.

Также верно, что для правильного усвоения учения необходимо внутреннее осознание. Конечно, когда сознание открыто и свободно от предубеждений и всякого атавизма, то восприятие значительно облегчается. Но в большинстве случаев именно люди, порабощенные предубеждением, больше всего твердят о необходимости свободного восприятия, не замечая своей связанности уже в одной такой боязни признать чей-то авторитет. Именно, ограничение и порабощение заключается в этой боязни. Свободный ум не боится порабощения, ибо он всегда открыт к новым накоплениям.

Конечно, все существующие учения, религии и системы философии, так же как и Учение «Живой Этики», пришли с Востока или же явились отголосками восточной мысли. Пусть назовут самостоятельную западную философию или религию. Ведь и христианство пришло с Востока, и Христос был азиат!

Отказывающиеся признать существование Белого Братства отказываются от величайшей идеи и высшей красоты, до которой когда-либо поднималась человеческая мысль. Бел. Братство – мечта человечества, твердыня знания и сокровищница жизнедательной энергии. Истинно, лишь этими Держателями жив мир и человечество его!

Спрашивающий, какое отношение имеет В. Уч. К. Х. к Учению «Живой Этики», видимо, не представляет себе, что есть Бел. Братство? Разве возможно, чтобы один Брат отвергал Учение, даваемое другим Братом? Истинно, люди даже не вмещают смысла понятия Братства! Тех, кто может считать своим Учителем только Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Лао-Дзы, Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей. Но будем просить их действительно изучить Учение Иисуса Хр. и прилагать его в жизни, тогда никакие разъединения не будут иметь места, ибо, истинно, все великие Заветы исходят из Единого Источника. Помните, как в Учении сказано: «Если спросят – кто больше, Будда или Христос? Отвечайте – невозможно измерить дальние миры, можно лишь восхищаться их красотою».

Вспоминается характерный случай, происшедший в наших краях. Один мусульманин попросил дать ему Евангелие, чтобы ознакомиться с христианским учением. Прочтя его, он с удивлением сказал – «Я прочел Евангелия внимательно, но не нашел в них ничего, что бы отвечало современному христианству!» Вот, именно, это и следует иметь в виду тем, кто желает следовать истинному Учению Иисуса Христа.

Также спросите обижающихся на то, что грядущая эпоха названа эпохой Майтрейи, а не эпохой Христа, понимают ли они вообще значение этих Имен? Если бы они больше знали, то и не обижались бы. Грядущая эпоха будет находиться под лучами Трех Владык – Майтрейи, Будды и Христа. Еще раз приходится пожалеть, что все обижающиеся так мало знакомы с основами, данными через Е. П. Бл. Впрочем, может быть, многие из них не смогли бы переварить их и еще хуже стали бы кощунствовать. Атавизм необычайно силен в некоторых людях. Ум их никак не может выйти на новый путь, старые колеи останавливают всякое продвижение, но они не замечают этого. А вековые наглазники, предусмотрительно одетые, в виде всяких догматов и запретов, отучили от широкого горизонта. Вот почему процесс эволюции так медлителен, космическое равновесие нарушилось, и человечеству приходится платить за свою косность переживанием страшных потрясений и революций.

Всем собирающимся не для того, чтобы честно ознакомиться с преподанными высокими заветами, но лишь для критики можно сказать словами Учения:

«Когда советуется держать единение, не будет такое указание лишь нравственным поучением. Разъединение подобно самой отвратительной разноголосице. Ничто так не поражает пространство, как диссонанс, но когда люди преисполняются злобными разъединениями, немедленно получаются разрушительные разгромы в пространстве. Такие люди вредят не только себе, но и создают пространственную карму, вовлекая в нее многих себе подобных. Ужасно бороться с таким новорожденным хаосом. Люди, вносящие разъединение, называются созидателями хаоса. Тяжки последствия таких злобных поносителей. Борьба с ними бывает тяжелее, нежели столкновения с некоторыми пространственными токами. Везде, где приходится встречаться со свободною волею человека, там происходит особая затрата энергии. Мощь свободной воли велика. Она равняется самым мощным энергиям. Люди могут в злобе достичь разрушения слоев Астрала. Сколько усилий опытных ткачей понадобится, чтобы залечить эти раны пространства! Мы должны бороться против разъединения. Не песнопение с арфами, но труд и борьба».

Теперь, что касается прописных букв в местоимениях, встречаемых в книгах Учения, то вина моя, если вообще это вина, ибо вставляю их из глубочайшего почитания и любви к Великим Образам и к Высшим Понятиям. Могу утверждать, что в собственноручных письмах Великих Учителей таких прописных букв не встречается. Но что за перл утверждение некоего посланца, что «употребление прописной буквы в местоимении не позволял себе даже Сам Христос(!!)» Что это, дикое и грубое невежество или просто наглая оценка аудитории, сидевшей перед ним? Также этому невежде следовало бы возразить, что мудрость и любовь – синонимы в понимании каждого культурного человека. Но любовь без мудрости есть просто кандидатура в сумасшедший дом. Неужели же находятся люди, спокойно выслушивающие нелепости этого посланца?

Теперь другое. Конечно, защита родины есть прямой долг каждого человека. И благо воину той страны, которая не является нападающей. Защита родины требует разных средств и защитных мер, никто не может отрицать этого. Но нужно стараться по возможности избегать средств всеистребляющих, как например газы, которые уменьшают жизнеспособность всей планеты. Преступное безумие захватчиков не имеет никакого оправдания. Толкающие весь мир на изобретение лишь средств для омерзительных разрушений и преступлений, истинно, не заслуживают имени людей.

Но пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека, и великое служение общему благу останется в пределах отвлеченности. Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизм, вызванных его же безумием. Именно, в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости, и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету.

Будем надеяться, что грядущая эпоха, с ее особенными сочетаниями космических лучей, принесет новое пробуждение сознания, и новое поколение осознает всю преступность зачинщиков самоистребления и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки. Ведь убийств от злобных посылок гораздо больше, чем от пушек. Но и эта истина еще недоступна человечеству.

Думаю, что покрыла большую часть Ваших вопросов. Ваши ответы и возражения правильны. Ознакомившись еще лучше с Учением, найдете ответы на все поставленные Вам вопросы, тем более, что отрицатели, в большинстве случаев, стереотипны.

В заключение скажу – не миссионерствуйте, не зазывайте, но встречайте сердечно искренне ищущие души. Каждое навязывание принесет лишь величайший вред.

Понимаю, что книга «Основы Нового Миропонимания» кому-то пришлась не по вкусу, – не совсем приятно, когда вам наступают на больные мозоли.

Закончу мое длинное послание пожеланием бодро и мужественно проходить жизненный путь, облегчая его себе применением в каждодневном обиходе заветов Учения.

 

09.08.37

С большим интересом прочла Ваш реферат о Женском Вопросе в Новой Эпохе. Ваша мысль проследить исторически, как относились к этому вопросу великие Основатели религий и философских школ, а затем показать, как с течением времени и падением культурности заветы эти все более и более искажались, – очень хороша, и, конечно, следует посвятить этому историческому обзору несколько страниц, но я не советовала бы базироваться на трудах Шюре. У этого автора много трогательных страниц и даже проблесков в великую истину, но фантазия увлекает его далеко за пределы исторической достоверности. Потому, к сожалению, приходится отнести труды его в разряд подобных же рапсодий Сент-Ив Д'Альвейдера. Часто цитируемый им Фабр Д'Оливье тоже страдал избытком воображения за счет исторической правды.

Вы спрашиваете о друидах. Друиды – масоны древнейших времен. И достоверность сведений об этом высоком учении, находимых у греческих классиков, возрастает по мере углубления в древнейшие эпохи, т. е., чем древнее свидетельство, тем оно ближе к истине. Во главе друидов стояла женщина, носившая титул Матери друидов.

Крайне неосновательны сведения, приводимые Шюре о Раме, герое индусской эпической поэмы Рамаяны. Рама – чистейший уроженец древней Ариаварты, царь из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии. Арийцы-индусы задолго до Рамы пришли из степей Средней Азии и через Афган спустились в долины Индии. Так, Рама не был друидом и никакого касания к кельтам не имел.

Также ошибочно сведение, что Кришна утверждал браманизм. Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древнейшие времена самой высокой. Существует много преданий, в которых именно брамины приходили учиться у кшатриев, а не наоборот. Лишь с падением высокого доблестного духа в народах, населявших древнюю Ариаварта, брамины захватили власть в свои руки. Тяжек был и есть этот захватный приоритет для Индии.

Так и Кришна был царского рода и сам был царем, и все Его Учение проникнуто благородным мужественным духом и даже кульминировало в форму прекраснейшей поэмы, посвященной великой Битве на Поле Курукшетра. Все легенды о Кришне как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на свирели в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии и получило начало среди племен дравидского происхождения. Дравиды принадлежат к четвертой расе, и в сокровенном учении имеются намеки, что баски являются потомками племен дравидов, переселившихся в Европу. Так же точно и цыгане могут считать своей родиной Индию, из которой они были изгнаны.

Рама-ариец сражался с потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были воинственные племена дравидов, среди которых было сильно развито почитание обезьян. Почитание это явилось отголоском древнего знания о происхождении антропоморфической обезьяны от человека. Потому в народном творчестве это знание переплелось с фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил обезьянье обличие.

Так, советую большую осторожность при черпании из трудов Шюре. Книги его могут служить стимулом для многих сознаний, но затем нужно явить распознание и отбросить приукрасы человеческой фантазии, уступающие в красоте перед великой действительностью. Также и Моисей не был египтянином, но евреем, и не мог быть врагом женщины, ибо был посвященным. Можно оставить приведенное Вами о Пифагоре.

Но не согласна с Вашим утверждением о более глубоком знании жизни мужским началом. Трагедия жизни касается женщины больше, чем мужчины, а мы знаем, что страдания есть великий учитель. Также не будем умалять и женские способности или дарования. Дайте женщине должное образование и возможность участвовать непосредственно в строительстве жизни, и женщина не уступит в здравом смысле сильному началу. Ведь гений, по определению одного мыслителя, есть одна треть способности при двух третях упорного и систематического труда. Чудеса гения всегда были чудесами труда, но то, что в глазах других является тяжким трудом, то для гения всегда есть радость. Потому там, где необходимые к такому труду условия были налицо, там женщина не уступала в своих достижениях сильному полу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались определенно, что нет никаких оснований считать, что умственные способности женщины ниже способностей мужчины. Логически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому умаления невежественны. Всем таким умалителям приведем ответ ученицы Будды на вопрос – «как могла она женским, ограниченным умом достичь знания и условия (Нирваны), которое трудно достижимо мудрецам?» – она сказала: «Когда сердце успокоено, когда сознание раскрывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает – я женщина или я мужчина, или я то, или другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение – и верит».

Женский организм являет собою синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени, именно, творческой энергией. Потому неправильно считать, что женщина лишена самостоятельной творческой силы, но для развития каждой способности необходимы постоянное упражнение и подходящие условия. Между прочим, полеты в дальние миры есть прерогатива женщины. Может быть, потому столько женщин устремляется сейчас в авиацию.

Во всех областях науки, искусства, общественного строительства и управления женщина показала, что, когда условия благоприятствуют, она может достигать самых больших высот. Среди упоминаемых Вами женских обликов следовало бы упомянуть и гениальную математичку Софию Ковалевскую, ее облик несказанно близок мне. Французская Академия Наук присудила ей приз Бордэн на конкурсе, в котором принимали участие все светила математики. Задание, предложенное конкурсу, было – «усовершенствовать в одной важной точке теорию движения плотного тела вокруг неподвижной точки». Задание это предлагалось уже раньше Берлинской Академией в течение шести лет, но безуспешно. Решение Ковалевской было настолько блестяще, что сумма приза была удвоена, чтобы подчеркнуть эту необычную заслугу перед наукою. Ковалевская умерла на сорок первом году жизни в 1891 году, когда она достигла вершины известности и получила признание даже в своей стране, в России. Она была избрана в члены СПБ. Академии Наук. При этом не забудем все трудности, которые приходилось ей преодолевать. Ведь женщины не допускались в университеты, и она должна была изучать свой предмет в Гейдельберге и Берлине частным образом под руководством местных светил. В 1874 г. университет в Геттингене удостоил ее звания доктора in absentia за три присланные ею диссертации, из которых одна, касающаяся теории «частичных дифференциальных уравнений», является одной из ее наиболее выдающихся работ. Но кроме исключительных математических способностей она была и писательницей. Ее романы «Нигилистка Вера Воронцова», «Сестры Раевские» и автобиография, к сожалению, оставшаяся незаконченной, свидетельствуют о большом литературном таланте. Не забудем и гениальную Ел. П. Блаватскую, еще не получившую достойного признания. Также и Марию Кюри-Склодовскую, дочь ее продолжает сейчас исследования матери и достигла замечательных результатов. А сколько было и есть талантливых артисток, художниц, поэтесс среди всех национальностей! Сколько мудрых правительниц, воительниц и великих подвижниц! Облик св. Терезы-испанки не ниже св. Франциска Асс. Вспомним и древние времена, несмотря на то, что мужской эгоизм всегда старался затушевать женские достижения, все же находились светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл ее своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях. Так и правление женщины-фараона Хаштепсут по количеству проведенных ею благих реформ превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым правлением подготовила победы Тутмеса III?

По Сокровенному Учению падение человечества началось с унижения женского начала. Потому с наступлением Эпохи Матери Мира женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости, заняться всесторонне своим образованием, и она, в сотрудничестве с мужским началом, создаст новый и лучший мир. Именно необходимо, чтобы сама женщина опровергла недостойное и глубоко невежественное утверждение, что женщина является началом, лишь пассивным, воспринимающим, и потому она не может самостоятельно творить. Но во всем Космосе нет начала пассивного. В цепи созидания каждое явление, по очереди, становится относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос утверждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Потому пусть женщины осознают все величие своего начала и устремятся к знанию. Там, где знание, там и мощь. Древнейшие предания, именно, женщине приписывают роль хранительницы сокровенного знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше она лишила Адама тупого бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права.

В заключение хочу сказать, что женщины должны без промедления приступить к самосовершенствованию на всех путях, а это не делается в одночасие. Многое нам, женщинам, нужно изжить, и прежде всего начнем воспитывать в себе сознание своего достоинства, и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на общее благо.

 

16.08.37

Как часто, оглядываясь назад, становится стыдно и грустно, что нас могла огорчать или тревожить очередная житейская подробность. Дадим нашему сердцу настолько утвердиться на избранном Пути, чтобы никакие колебания в окружающих нас не могли нарушить нашего равновесия. Это не значит приучить себя к равнодушию, но просто следует перенести фокус внимания. Все чувства принявшего сердцем великое сослужение должны быть подчинены главному устремлению. Истинно, легок путь сердца, и по серебряной нити непрестанно идет ток мужества и радости. Лишь в сердце, в этом «солнце солнц», – все наши достижения и все счастье наше. Счастье, испытываемое при возгорании огней сердца, превышает озарение, получаемое от подъема кундалини. Но, как говорят все сведущие в йоге, самое трудное достижение – это возжение огней сердца, ибо для этого сердце должно быть очищено от всяких отягощающих мыслей. Всем советуйте следить за жизнью сердца своего. Пусть не допускают мыслей недобрых. Одна недобрая мысль может унести труды многих лет.

Сейчас много мыслей шлем предположенному Конгрессу. Пусть будет заложен первый камень объединения для будущих совместных широких культурных выступлений. Все самое высокое и достойное приличествует там, где закладываются Основы Учения Жизни, Культуры и Красоты.

Чем больше человек, тем скорее отзовется он на все светлое. Малые сознания не имеют горизонта, и часто почти невозможно заставить их выйти из их курятника. Прискорбно, когда малые сознания занимают большие посты. Эти малые сознания делятся на два вида: одни постоянно опасаются, как бы не унизить своего достоинства, и потому всегда отрицают и отвергают все непонятное им; другие, будучи не в состоянии подняться сознанием выше малой очевидности, представляют себе все в соответствующих умаленных мерах. Вред от таких сознаний по следствиям почти одинаков. У нас давно принято всегда и во всем проводить самую большую линию и идти по самой высокой мере. Пользу такого действия можно видеть на самых простых примерах. Чтобы переехать реку и причалить к определенному месту, каждый опытный кормчий скажет – «рули выше, все равно снесет». Так и в Учении постоянно указывается устремиться во всем как можно выше. Ибо спираль устремления неминуемо должна осесть, но чем выше она была послана, тем выше будет ее следующая отправная точка. Малое сознание всегда во всем начинает снизу, расширенное – сверху. Привожу § из книги «Братство»: «Правильна мысль о познании явлений снизу или сверху. Обычно познавание накопляется вместе с ростом сознания. Человек, как к вершине горы, тяжко подымается. Явление наблюдаемое висит над сознанием и подавляет его. Кажутся трудными многие понятия, и человек начинает избегать их. Но может быть другой способ познавания. Человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление. Таким образом, самое сложное явление окажется ниже сознания и будет восприниматься легко. Второй способ восприятия есть Путь Братства. Оно мерами суровыми и вдохновенными пробуждает сознание, ведет его выше, чтобы тем легче воспринять самые сложные явления. Особенно в период нагнетения и нагромождения нужен такой способ повышения сознания. Он может применяться в каждой разумной школе, но пусть он именуется путем Братства».

Еще один параграф, весьма полезный для осознания учениками.

§ 580. «“Чем сильнее свет, тем мрачнее тьма” – и это речение не понято. Между тем его нужно принять просто. Не следует думать, что тьма возрастает от света. Свет обнаруживает тьму и затем рассеивает ее. Носитель света увидит и мрачные тени, которые исчезают при приближении света. Робкие полагают, что тьма обрушится на них – так мыслит робость, и дрожит светильник в руках ее, и от трепета страха оживают и кривляются тени. Страх во всем плохой советчик.

Неофиты Братства испытываются на страхе. Им покажут самое безвыходное положение и ждут, какое решение изберет испытываемый? Мало кто подумает – чего ужасаться, когда за ними Братство? Именно такая предпосылка освобождает от страха и озарит свободное полезное решение. Но чаще всего, прежде чем подумать о Братстве, человек успеет и огорчиться, и раздражиться, и наполниться империлом. Не будет полезно обращение от наполненного ядом. Свет истины, свет мужества, свет преданности рассеивает тьму – этими словами начинается Устав Братства».

§ 582. «Некоторые скажут вам – мы готовы понять Основы Братства. Мы готовы построить сотрудничество, но мы окружены такими несносными условиями, что нельзя проявить лучшую готовность. Истинно могут быть такие условия, которые не позволяют применить то, к чему уже готово сердце. Не будем подвергать опасности неповинных тружеников. Они могут приложить свое уменье в иных условиях. Пока же пусть мысленно строят Братство. Они могут таким построением очищать окружающее пространство, и такая мысль будет уже целебна. Но пусть они не впадают в самомнение, что уже достаточно строить мысленно. Нет, путник утвердит явление достижения ногами и руками человеческими. Также хотя и побережем отягощенных, но предупредим, чтобы они не поддавались неоправданному страху. Не может быть размышления о Братстве, когда ум корчится от страха. Самый лучший доступ к Братству затемняется боязнью. Не забудем, что люди привыкли бояться всего и всегда».

__________

Теперь Ваши вопросы. Мне казалось, что в моем предыдущем письме я писала, что психическая энергия есть энергия всеначальная, следовательно, все остальные энергии являются лишь ее дифференциациями.

1) Прана есть та же психическая энергия в ее качестве жизненной силы, разлитой всюду, и воспринимается человеком главным образом через дыхание.

2) Кундалини та же энергия, действующая через определенные центры, отрывающая человека от земли, давая ему ощущение неземного счастья.

3) Фохат, или космическое электричество, – основа всех электрофорных явлений, среди них мысль будет высшим качеством энергии.

4) Тушита – то же, что и Дэвалока, или небесное пребывание Богов (Высших Духов) в пределе Огненного Мира.

5) Левитация объясняется нарушением равновесия в полярности магнетизма, когда отрицательный полюс начинает действовать сильнее.

6) «И до четырнадцатого слуха слова достигают...» – означает тончайшую скалу по качеству градации тонов, почти недоступную сейчас нашему земному слуху, но градаций этих может быть и 24. Так, ухо индусов воспринимает гораздо большую скалу тонов, нежели ухо европейцев.

7) «Жизнь лунную надо дожить...» или жизнь полусознательную, к которой принадлежит большинство человечества. Ведь человечество, за редчайшими исключениями, переселилось на нашу планету с Луны, и пора бы ему начать ускорять свою эволюцию. Но, к сожалению, именно большинство недалеко ушло от своего лунного состояния.

8) «Улыбка врагу моему обратится в гримасу...» – Несомненно, каждый улыбающийся из страха или корысти врагу Великого Учителя тем самым осуждает себя, и такая улыбка в результате обратится в гримасу ужаса.

9) Дгулнор – просто монголо-тибетское имя.

10) Степени запоя бывают различны, но, несомненно, обладающий значительной силою внушения может излечить некоторые стадии. Все зависит от состояния организма больного или одержимого. Внушения эти должны быть длительными.

Еще скажу о психической энергии. Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия, как энергия всеначальная, есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира. Психическая энергия запечатлевает образы на пластической субстанции. Психическая энергия есть Фохат, есть дух святый, есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая энергия есть великий АУМ. И выработка в себе постоянного несломимого устремления к Свету, во всех его проявлениях, и будет, именно, нарастанием и развитием этой энергии. Устремление к усовершенствованию качества всегда и во всем есть наикратчайший путь для развития и утончения психической энергии.

 

19.08.37

Да, тяжко видеть, как люди тратят самое драгоценное, именно, время, на топтание на месте или ношение воды в решете. Люблю изречение Петра Великого – «потеря времени смерти подобна». Именно отсутствие самодеятельности есть камень преткновения для очень и очень многих. По странному парадоксу, ожидая во всем указки, они, в то же время, часто будут восставать против иерархического начала. Трудность и в том, что всякое насилие бесполезно, ибо прочно и ценно лишь то, что зародилось в сознании и в сердце. Приходится осторожными касаниями наводить людей на полезное для них осознание. Но иногда это требует столько времени и такого терпения, что нужно соизмерить, оправдывает ли данный человек подобную затрату ценных сил.

__________

Конечно, полезно иметь некоторое понятие об астрологии, но при изучении гороскопов всегда следует помнить, что свободная воля человека является самым мощным фактором во всем и может изменять многие знаки. Также самые тяжкие знаки могут оказаться наиболее способствующими успеху. Один человек из малых знаков сумеет создать великое построение, другой из самых лучших сложит лишь курятник. Обычно все великие духи имеют трудный гороскоп. Наука астрологии очень сложна. При изучении и особенно при толковании ее знаков необходимо иметь накопленную психическую энергию. Самый важный ключ к астрологии утерян для Запада. Кроме того, в древности ученый астролог был и хиромантом и умел иногда читать по ауре. Только такое соединение может дать близкое определение характера и связанной с ним судьбы. Но поверх всего стоит сокровенное знание астрологии, которое недоступно смертным, это знание находится во владении Великих Учителей человечества.

Не удивляюсь Вашему гороскопу, ибо откуда же утонченность Ваших чувств? Трудно жить в земной обстановке людям с утонченными чувствами, но зато им доступны такие взлеты и восторги духа, которые и во сне не снились земным обывателям. Очень люблю сопоставление, часто приводимое в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, спускаясь на ладонь человека, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый, невежественный человек, глаз – утонченный мудрец».

__________

Полезно было бы дать задание выписать из книг Учения все, что сказано о сомнении, этой страшной ехидне, и почаще перечитывать эти указания в группах. И кто же не станет гнать от себя всеми силами духа такого страшного посетителя?

Все великие люди, именно, и стали великими, ибо у них не было сомнения. Отсутствие сомнения есть сезам от всех достижений. Следует особенно обратить внимание на всех сомневающихся. Пусть не допустят они, чтобы этот разрушитель и отравитель всей окружающей атмосферы укоренился в них. Вероятно, Вы замечали, сколько здоровья, как легко дышится, сколько радостного творчества, несмотря на многие житейские трудности, около тех людей, которые исполнены великой веры, вернее, знания о существовании Твердыни Знания и Любви и о постоянной заботе, изливаемой Великими Учителями на всех сотрудников блага. Но эта помощь и забота преисполнены мудрости и целесообразности и потому не всегда совпадают с нашими, часто весьма близорукими, чаяниями и предпосылками. Но сердце, прикоснувшееся к этой Твердыне, через все опасности пронесет несказуемую радость этого чувствознания. Оно незабываемо в веках и тысячелетиях.

Теперь ответы на вопросы.

1) В книге «Иерархия» в § 247-м предполагается манвантара шестой расы. Отбор ее уже начался.

2) По самому смыслу слова Ману ясно, что Высокая Индивидуальность, носящая это наименование, должна иметь ближайшее отношение к понятию Мирового Учителя, или Учителя Учителей. Кто же как не Ману ударяет основную ноту или устанавливает свою вибрацию, которая должна звучать на определенный цикл? Кто же приносит Первое Провозвестие? Именно Ману проявляется при конце и нарождении каждой расы.

Планетный круг, заключающий в себе нарождение и конец всех семи рас, находится на всем своем протяжении под верховным водительством одной и той же Индивидуальности. Вот почему в «Тайной Доктрине» сказано, что Владыка Майтрейя появится в шестой и седьмой расе.

3) Конечно, существуют эоны различной длительности. Владея эзотерическим ключом, можно найти даже в искаженном переводе Библии много тождественного со всеми древними Учениями.

4) Также и сказание об Общине на Сионе можно отнести к местонахождению Великого Братства в тонком мире. Во второй части «Братства» сказано: «Мы имеем целые твердыни в тонком мире. Уже знаете названия их. Уже слышали об удивительном дереве и строениях, созданных мыслью. Нужно особенно ясно осознать эти обстоятельства, чтобы направиться в Докиуд. Мысль, не прегражденная сомнением, приведет в Наши надземные Обители.

Обитель Гималаев находится в постоянном общении с обитателями тонкого мира, и битва земная также звучит и гремит и в тонком мире. Люди не хотят понять этого соотношения, потому и Армагеддон для них бывает лишь земным столкновением народов. Самая главная область Армагеддона остается не принятой. Но как можно принимать в чем-то участие, если известна лишь малая часть происходящего. Мы подтверждаем, что в тонком мире происходит битва гораздо сильнейшая, нежели на Земле. Поистине, на Земле отзвучит многое от Битвы пространственной. Часто Земля пытается предупредить людей о грозной опасности, но тщетно».

5) Тушита есть тоже Твердыня Братства в пределах Огненного Мира. Правильно находить соответствия во всех религиях.

Я не против того, чтобы читались книги Крыжановской, Сент-Ив Д'Альвейдера и Шюре и вообще сочинения такого порядка. Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя. Они не могут удовлетвориться серою обыденщиной и инстинктивно чуют, что где-то существует иная и прекрасная действительность, потому и тянутся ко всему необычному. И они правы, ибо существует реальность, которая превышает человеческое воображение, но она настолько удалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не может вместить ее полностью. Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить с точки равновесия рассудка и сердца. Мы должны сначала утвердиться на прочной основе истинной красоты. Но горе в том, что большинство еще понимает красоту в пышности и сусальности роскоши и в ужасающей пошлости и убогости мысли.

Также близко мне все, что Вы пишете о подвижных сознаниях, являющих радость сердцу. Но также знаю, что со многими иными приходится обращаться, как со стеклянным сосудом, а иногда как бы и с динамитом. Такие примеры встречались на нашем жизненном пути и грустно было наблюдать, как прекрасные способности не могли получить должного развития из-за динамического упрямства, такой же обидчивости и ревности и неизбежно сопровождавшей их подозрительности. Такое сердце замыкается в полном одиночестве и, не получая питания, засыхает.

 

<Оглавление>   <далее>


 
  на главную Agni-Yoga Top Sites Твоя Йога
  Webmaster - Владислав Шпурик